Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Коррупция в картинах Герарда Давида: «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи»

Коррупция преследует человечество на всех стадиях его развития. Как только с ней не боролись – все без толку. Ни одному обществу или государству так и не удалось искоренить до конца взяточничество и подкуп. Предлагаю познакомиться с наглядной историей из VI века до н.э., которая дошла до наших дней.



Картина-диптих нидерландского живописца Герарда Давида (1460-1523) написана в 1498 году для зала судебных заседаний в ратуше Брюгге и была призвана напоминать служителям Фемиды об их долге и присяге.

Сюжет картины относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в нидерландском искусстве того времени и основан на «Истории» Геродота (книга 5, глава 25), где рассказывается о правосудии персидского царя Камбиса II (правил в 530-522 гг. до н. э.).

В левой части диптиха изображён момент ареста неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве. На заднем плане в левом верхнем углу автор изобразил крыльцо, на котором человек протягивает судье кошель с деньгами – это начало истории. Далее, уличённого Сисамна арестовывают, и ошеломлённому взяточнику лично правитель Камбис перечисляет на пальцах случаи несправедливых решений. За царём изображён юноша по имени Отан – сын судьи и его будущий преемник.



Хотя описываются античные события, персонажи одеты в соответствии с современной художнику модой, над креслом видна дата «1498», а действие происходит под гербами Филиппа Габсбурга (Филиппа Красивого) и его супруги Хуаны I Арагонской (Хуаны Безумной). Портрет герцога был добавлен к изображению первой части в 1494 году, когда он начал править. Остальные действующие лица тоже являются портретами современников художника.

Гирлянды над креслом поддерживают путти. На дальнем плане видна площадь с домами и улицы, которые до сих пор сохранились в Брюгге.




В правой части диптиха изображена ужасная казнь: в присутствии царя и придворных палач живьём сдирает с судьи-взяточника кожу. «Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из неё ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде» (Геродот). В правом верхнем углу картины на покрытом кожей казнённого судейском кресле сидит Отан, сын Сисамна. Теперь он должен был вершить правосудие из кресла, обитого кожей родного отца.



Над входной дверью в здание суда висят гербы Брюгге и Фландрии, как напоминание новому судье о его присяге верой и правдой служить жителям города.

Эта поучительная история была актуальна в XV-XVI веках в западноевропейских государствах, когда единой судебной, финансовой и полицейской системы не существовало. Практически в каждом городе была своя система права, отражавшая его исторические и национальные особенности и традиции.

В настоящее время диптих выставлен в Муниципальной художественной галерее в Брюгге. Изображение, написанное на двух деревянных досках темперой, достаточно масштабно: левая половина имеет размеры 182 x 159 см, а правая – 202 х 178,2 см.

Источник + здесь
Tags: XV век, Бельгия, Геродот, До нашей эры, Живопись XV в., Собаки
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment