Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Category:

Плавание «Челленджера». Рисунки матроса и корабельного художника Джона Артура



С 1872 по 1876 г. небольшой парусно-паровой корвет «Челленджер» прошёл по семи морям и собрал беспрецедентное количество информации. Открытия, сделанные экспедицией в области неизвестного, можно сравнивать с великими морскими открытиями XV-XVI вв. Областью неизвестного, исследованной этим судном, было дно океана.

Идея экспедиции принадлежала шотландскому биологу Эдинбургского университета Чарльзу Уайвиллу Томсону (Charles Wyville Thomson, 1830-1882). Королевский военно-морской флот предоставил Королевскому научному обществу судно «Челленджер», которое было переоборудовано в 1872 году для научных целей: судно оснастили биологическими и химическими лабораториями, лебёдками, средствами для измерения глубин, взятия проб грунта и воды, определения температуры воды. Для работы в экспедиции была назначена команда военных моряков во главе с капитаном Джорджем С. Нэйрсом (George Strong Nares, 1831-1915), а Томсон подобрал научный персонал.

Путь, пройденный экспедицией «Челленджера», составлял около 70 тыс. морских миль, на протяжении которых экипаж занимался научными изысканиями: измерением глубины моря и температуры на разных глубинах, изучением атмосферных и метеорологических условий, направления и скорости течений, подъёмом со дна образцов грунтов, экземпляров растений и животных, отбором проб воды. Они старались собирать образцы местной фауны и флоры всюду, где ступали на берег. Экспедицией «Челленджера» были обнаружены 715 новых родов и 4417 новых видов живых существ. Оказалось, что океаны изобилуют неизвестными доселе oорганизмами, «ожидающими», чтобы их классифицировали. Исследования «Челленджера» бесспорно доказали, что в море на больших глубинах существует жизнь. В результате экспедиции были установлены в главных чертах контуры океанских бассейнов и развеян миф о затонувшем материке Атлантиде. Этим путешествием в океанографии была открыта эра описательных исследований, на смену которой в ХХ столетии пришла эпоха аналитической океанографии. Экспедиция собрала тысячи материалов, явившихся ценным вкладом в ряд наук: метеорологию, гидрографию, физику и химию морской воды, ботанику, зоологию, географию, геологию, петрологию.

На долю путешественников выпали  не только изнурительный труд и кропотливая научная работа. Было достаточно много и романтики, и приключений, что вдохновило почти всех офицеров и учёных на мемуары, дневники и разного рода отчёты для публики, нетерпеливо ожидавшей окончания путешествия.

Одно из первых отклонений от будничного распорядка случилось в Южной Атлантике. Посетив маленькую колонию на острове Тристан, экипаж узнал от местных жителей, что два брата в погоне за удачей занялись охотой на морского зверя и около двух лет тому назад высадились на остров, метко названный Недоступным. «Челленджер»  изменил свой курс, чтобы спасти попавших в беду. Охотники выжили, питаясь яйцами пингвинов и мясом диких свиней. Судно остановилось также у расположенного поблизости острова Найтишейл, служившего прибежищем для сотен тысяч пингвинов и сплошь покрытого яйцами, так что высадившиеся на берег члены экипажа с трудом выбирали место, куда поставить ногу, не наступив при этом на яйцо. Пингвины яростно защищали свои гнёзда и даже заклевали насмерть одну из корабельных собак.

«Челленджер» стал первым паровым судном, пересекшим во время обследования самой южной части Индийского океана Южный полярный круг. Учёных чрезвычайно заинтересовали айсберги, и они попросили выстрелить из пушки по одному из них, чтобы отколоть кусок льда. Судно, проходя среди скопления айсбергов, внезапно попало в антарктический шторм. Наступала ночь, и скорость ветра достигала семидесяти километров в час. Судно нашло убежище с подветренной стороны одной из ледяных гор и благодаря паровой машине держалось рядом с ней. Во время неожиданного временного затишья оно не успело дать задний ход, врезалось в гору, потеряв стрелу подъёмного механизма и другие части такелажа. Причинённый ущерб был незначителен, такелаж восстановили, но экипаж провёл тревожную ночь, маневрируя судном в густом снегопаде между двумя большими айсбергами.



Затем судно направилось в Австралию, Новую Зеландию и к островам Тихого океана. «Челленджер» посетил Филиппины, Японию, Китай и острова Адмиралтейства. 23 марта 1875 года поблизости от Марианских островов исследователи измерили самую большую глубину - 8184 метра. Идя переменными курсами по Тихому океану, «Челленджер» посетил Гавайи и остров Таити, а затем обогнул Южную Америку пройдя Магеллановым проливом. Далее он повернул к северу, пересёк Южную и Северную Атлантику и наконец 24 мая 1876 года вернулся домой, в Англию.

За время плавания из 240 человек экипажа погибли семеро: двое утонули, один умер от жёлтой лихорадки, четверо от несчастных случаев. Несколько членов экипажа покинули судно в Австралии.

В австралийском Мельбурне в  Государственной библиотеке Виктории (State Library of Victoria) хранятся несколько рисунков моряка, корабельного художника Джона Артура (John Arthur), датированные 1874 годом.


























Источники: здесь + здесь + здесь
Tags: 1870-е, XIX век, Австралия, Антарктика, Атлантида, Великобритания, Живопись 1870-х, Живопись вт. пол. XIX в., Парусники, Путешествия/экспедиции
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments