morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Как Василисы Премудрая и Прекрасная появились в русском фольклоре и были ли у них прототипы?

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942). Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»


Максимилиан Владимирович Эберман. «Василиса Прекрасная». Иллюстрация к книге «Царевна-лягушка»


Билибин Иван Яковлевич (1876-1942). Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»



Билибин Иван Яковлевич (1876-1942). Иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка»


Папсуев Роман Валентинович




Кинуко Крафт. Иллюстрация к сказке «Баба-яга и Василиса Прекрасная»


Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) «Царевна-лягушка». 1901-1918 гг. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.


Рерих Николай Константинович (1874-1947) «Добрые травы. Василиса Премудрая». 1941 г. Государственный музей искусства народов Востока


Источник
Tags: БИЛИБИН Иван Яковлевич, ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, Детская литература, ЗВОРЫКИН Борис Васильевич, Иллюстрации книжные/к произведениям, Мифология/фольклор/народные традиции, РЕРИХ Николай Константинович
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Мода в домонгольской Руси

    Всякой вещи – чин и образец... Бытовая сторона жизни домонгольской Руси XI–XIII вв. содержит в себе некий парадокс: богатство тогда…

  • Языческая мода Древней Руси

    Языческая, дохристианская Русь (до 988 г.) жила в представлениях о человеке как о частице общего мирового Тела, приписывая ему те же качества и…

  • О лошадях на картине Васнецова «Богатыри»

    ► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри». Эскиз. 1876 г. Место создания: Париж, Франция. Холст на картоне, масло. 27 x 41 см.…

  • Церковь Покрова на Нерли

    ► ШИЛОВ Виктор Викторович (р. 1964) «Вид на храм Покрова на Нерли». Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова…

  • Русалки

    ► КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887) «Русалки». 1871 г. Холст, масло. 88 x 132 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment