morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

«Лица России». Портретная галерея Русского музея (7)

[Части 1-7]Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7


122

Гинцбург Илья Яковлевич (1859-1939) А. Г. Рубинштейн. 1898 г.
Статуэтка. Гипс. 39 х 29 х 21 см.


Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894) – композитор, пианист, дирижёр, педагог. Впервые как исполнитель-пианист выступил публично в Москве в 10-летнем возрасте, впоследствии много концертировал в странах Западной Европы (1840-1843; 1854-1858; 1885-1886), в США (1872-1873). В 1844-1848 занимался теорией музыки у З. Дена (Берлин, Вена). В 1848 возвратился в Петербург. Выступал как пианист и дирижёр, главным образом с собственными произведениями. Занимался музыкально-общественной деятельностью: в 1859 по его инициативе и под его руководством организовано Русское музыкальное общество (входил в состав дирекции, участвовал в качестве дирижёра и пианиста во всех концертах общества, возглавил открытые обществом Музыкальные классы); в 1862 основал первую в России Петербургскую консерваторию, был её директором (1862–1867), руководил оркестром, хором, вёл классы фортепиано, ансамбля, инструментовки. Последние годы жизни (1891–1894) провёл в Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой и сочиняя музыку.

123

Репин Илья Ефимович (1844-1930)
Портрет А. П. Бородина. 1888 г. Холст, масло. 209 х 138,5 см.
Справа внизу: Посвящается Н. А. Римскому-Корсакову. 1888 г. И. Рѣпинъ


Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887) – учёный-химик и медик, композитор, основоположник русского эпического симфонизма. В возрасте 9 лет написал своё первое музыкальное произведение, в 10 лет заинтересовался химией, которая стала делом его жизни. Учился в Медико-хирургической академии (1850–1856). Ординарный профессор (с 1864), руководитель химической лаборатории (с 1874), академик Медико-хирургической академии (с 1877). Один из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов (1872–1887). Почётный член Общества русских врачей (с 1883), один из учредителей Русского химического общества (1868). Доктор медицины (1868). Автор более 40 работ по химии. Ещё во время учёбы начал писать музыкальные произведения. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым и вошёл в его кружок, получивший позднее название «Могучая кучка». Музыкальное наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность, невелико. Лучшим его произведением считается опера «Князь Игорь», оставшаяся незаконченной. Уже после смерти Бородина по его материалам оперу дописали и сделали инструментовку композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.

Репин исполнил портрет вскоре после смерти Бородина, под впечатлением от недавних встреч с композитором. Он писал его в зале Дворянского собрания с человека, напоминавшего фигурой композитора, а также по фотографиям.

124

Репин Илья Ефимович (1844-1930)
Портрет А. К. Глазунова. 1887 г. Холст, масло. 119 х 90,5 см.


Глазунов Александр Константинович (1865-1936) – композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, директор Петербургской (Петроградской) консерватории (1907-1928). Ученик Н. А. Римского-Корсакова (1879-1881, композиция). С 1888 выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 профессор Петербургской консерватории. Завершил совместно с Римским-Корсаковым оперу «Князь Игорь», по памяти записал 1-ю часть 3-й симфонии Бородина. Участвовал в подготовке к печати произведений М. И. Глинки. После революции 1917 активно участвовал в перестройке музыкального образования, вёл общественную музыкально-просветительскую работу. В 1928 как член жюри Международного конкурса им. Ф. Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не смог возвратиться на родину. Умер в Париже (в 1972 прах Глазунова перевезён в Ленинград).

Знакомство Репина с Глазуновым сразу же перешло в обоюдную симпатию, свидетельством которой явилось написание портрета композитора, бывшего тогда уже автором двух симфоний и симфонической поэмы «Стенька Разин». Глазунов, в свою очередь, называл себя поклонником таланта Репина и в 1889 году посвятил ему «Восточную рапсодию для большого оркестра».

125

Сомов Константин Андреевич (1869-1939)
Портрет С. В. Рахманинова. 1925 г. Подготовительный этюд к большому портрету (1925, концертный зал Карнеги-холл, Нью-Йорк). Картон, масло. 63,7 х 51,6 см.


Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) – композитор, пианист, дирижёр. Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе – 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Дипломная работа – одноактная опера «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина «Цыганы») – была поставлена в Большом театре (1893, Москва). Был дирижёром Московской частной русской оперы (1897-1998), Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей русской музыки (1904-1906). С 1900 постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России, в ряде европейских стран (1907-1914), в США и Канаде (1909-1910). Участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов дирекции, 1909-1912), Российского музыкального издательства (1909-1917). В декабре 1917 уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 переселился в США. В 1918-1943 занимался преимущественно концертной деятельностью (США и Европа). В 1941-1942 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Советской армии. Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

126

Сомов Константин Андреевич (1869-1939)
Портрет А. И. Сомова, отца художника. 1897 г. Холст, масло. 95 х 65 см.


Сомов Андрей Иванович (1830-1909) – историк искусства, хранитель Эрмитажа, коллекционер; занимался литературно-редакторской деятельностью, был редактором журнала «Вестник изящных искусств», читал лекции на Высших женских курсах. Автор многих работ по истории искусства, в том числе о К. П. Брюллове и П. А. Федотове. В ГРМ хранятся рисунки русских мастеров из коллекции А. И. Сомова.

127

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)
Портрет С. П. Боткина. 1880 г. Холст, масло. 109 х 90,5 см.


Боткин Сергей Петрович (1832-1889) – русский врач-терапевт, общественный деятель. Учился на медицинском факультете Московского университета (1850-1855). Летом 1854 участвовал в ликвидации эпидемии холеры в Москве. Окончив университет со званием «лекарь с отличием», участвовал в Крымской кампании под началом Н. И. Пирогова в качестве ординатора Симферопольского госпиталя. По окончании войны отправился за границу для усовершенствования, работал в лучших клиниках и лабораториях Парижа, Берлина. В 1860 защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора медицины, в 1861 избран профессором кафедры терапии Медикохирургической академии и руководил ею на протяжении 30 лет. В 1865 выступил инициатором создания эпидемиологического общества, целью которого была борьба с распространением эпидемических заболеваний. В 1866 был назначен членом Медицинского совета Министерства внутренних дел. В 1874 организовал школу фельдшериц, в 1876 – Женские врачебные курсы. В 1878 был избран председателем Общества русских врачей. Первый этнический русский лейб-медик семьи императора. Положил начало санитарным организациям в Петербурге. Во многом именно благодаря его деятельности появилась первая санитарная карета как прообраз будущей «Скорой помощи». Его именем названы больницы в Москве, Санкт-Петербурге и Орле.

128

Репин Илья Ефимович (1844-1930)
Портрет В. М. Бехтерева. 1913 г. Холст, масло. 107 х 78 см.


Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) – один из основоположников русской психологической школы. Главная заслуга учёного – создание комплексной науки о человеке и обществе – рефлексологии. Творческая деятельность Бехтерева была почти всецело связана с Петербургом-Ленинградом. В 1890-1900-е годы он являлся профессором Военно-медицинской академии и Женского медицинского института. В 1908 возглавил основанный им Психоневрологический институт, в 1918 – Институт по изучению мозга и психической деятельности. Его именем названы психиатрические больницы в Москве и Казани, а также психоневрологический институт в Санкт-Петербурге.

129

Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович (1813-1880)
Портрет А. В. Ступина с учениками. 1838 г. Холст, масло. 120 х 167 см.


Ступин Александр Васильевич (1776-1861) – живописец. В 1787 в Арзамасе поступил в обучение к живописцу Лопытину, затем работал учеником у ряда местных мастеров. С сентября 1797 становится самостоятельным мастером, принимает заказы и набирает учеников. Задумав создать в Арзамасе школу, направился в Петербург, где с 1800 по 1802 занимался в ИАХ, уделяя особенное внимание методике преподавания. В 1801 получил серебряную медаль второго достоинства, а по окончании – аттестат на звание художника XIV класса. Вернувшись, принялся за организацию Арзамасской рисовальной школы, которую открыл в 1805. В 1809 ИАХ приняла школу Ступина под своё покровительство, а сам художник получил звание академика.

Портрет исполнен как академическая программа по задаче «произвести в естественную величину группу из четырёх или пяти поколенных фигур, изображающих академика Ступина, окружённого учениками и рассматривающего работы одного из них». За него в 1839 Алексеев получил звание академика.

130

Бельский Михаил Иванович (1753-1794)
Портрет учителя истории и географии Бодуэна с двумя воспитанниками Академии художеств первого и третьего возраста. 1773 г. Холст, масло. 117,5 х 102,5 см.


Бодуэн поступил на службу в ИАХ в октябре 1772. В январе 1773 Совет ИАХ поручил ему «зделать проспекту с всеобщей истории, а особливо касающийся до художеств». В марте проспект был «апробован», через год, в марте 1774 Бодуэн ушёл из ИАХ на «партикулярную» службу. В списках преподавателей Московского университета за 1790-е значится Степан Федорович Бодуэн, возможно, это и есть учитель Академии художеств, изображённый на портрете, который выполнен по заданной 24 января 1773 программе «написать поколенный портрет учителя при двух воспитанниках первого и третьего возраста во упражнении учения Истории и Географии и представить учителя сидящего и упражняющегося в истолковании наук третьему возрасту. А мальчику первого возраста быть в объятии одной руки учительской с подражательным и внимательным лицом».

131

Камеженков Ермолай Дементьевич (1760-1818)
Портрет И. Е. Старова. Между 1794 и 1800 гг. Холст, масло. 129 х 103 см.


Старов Иван Егорович (1743-1808) – архитектор. «Из детей духовного чину». С 1758 воспитанник ИАХ, с 1762 пенсионер Академии в Париже и Риме. В 1768 получил звание назначенного, в 1769 – академика. С 1770 адъюнкт-профессор, с 1785 профессор, с 1791 член Совета Академии, с 1794 адъюнкт-ректор ИАХ. По его проектам возведены в Петербурге Таврический дворец, Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Изображён в мундире Академии художеств с орденом Св. Владимира 3-й степени (крест).

132

Щукин Степан Семёнович (1762-1828)
Портрет А. Д. Захарова. Не ранее 7 июля 1804 г. Холст, масло. 59 х 54 см


Захаров Адриан (Андреян) Дмитриевич (1761-1811) – выдающийся архитектор. Сын прапорщика. Воспитанник ИАХ (1767-1782). Вторая серебряная (1778), первая серебряная (1780) медали, первая золотая медаль (1782) за программу «Увеселительный дом». В том же году получил звание художника XIV класса и был отправлен за границу на казённый счёт на 4 года. В 1787 определён в ИАХ исполняющим должность адъюнкт-профессора. В 1794 получил звание академика, был произведён в адъюнкт-профессоры и назначен смотрителем академических зданий; с 1799 – архитектор Гатчины; в 1802 избран членом Совета; с 1803 – старший архитектор Академии для преподавания. С 1805 – главный архитектор Адмиралтейства и его строитель. Изображён в мундире ИАХ.

133

Варнек Александр Григорьевич (1782-1843)
Портрет В. П. Стасова. 1820-е гг. Холст, масло. 74,5 х 58 см.


Стасов Василий Петрович (1769-1848) – архитектор, действительный статский советник, сын П. Ф. Стасова и Анны Антильевны (урождённой Приклонской). Учился в Московском университете, в 1783 поступил на службу в Московскую управу благочиния. В 1801 принял участие в оформлении коронационных празднеств в Москве. В 1802 на средства Кабинета Е. И. В. был отправлен во Францию, Англию и Италию для усовершенствования в архитектуре. 1807 – профессор Академии Св. Луки в Риме. С 1808 – на службе в собственном Е. И. В. Кабинете, назначенный, 1811 – академик, 1816 – член Комитета для строений и гидравлических работ в Петербурге, 1826 – почётный вольный общник. По проектам В. П. Стасова были построены здание Императорского Лицея при Екатерининском дворце в Царском Селе, казармы Павловского полка, здания и церкви придворного конюшенного ведомства, Нарвские триумфальные ворота, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор в Измайловском полку в Петербурге и другие сооружения.

134

Митуар Бенуа Шарль (17(?), – после 1830 (?))
Портрет К. И. Росси. До 1812 г. Холст, масло. 109,5 x 91 см.


Росси Карл Иванович (1775-1849) – архитектор. Родился в Петербурге, сын итальянки, придворной танцовщицы. Ученик В. Бренны (1797-1804). 1802-1804 – учился в Италии. В 1806 получил звание архитектора. Работал в Твери (1811-1815), где построил путевой дворец. Автор архитектурно-паркового ансамбля на Елагином острове. В 1818–1827 занимался отделкой интерьеров Зимнего дворца. Автор архитектурных ансамблей в центре Петербурга: площадь Искусств и Михайловский дворец (1819–1825), ансамбль Александринского театра (1828-1884), ансамбль Дворцовой площади (корпуса Министерства иностранных дел и Главного штаба, соединённые Триумфальной аркой (1819-1825)), здания Сената и Синода, соединённые аркой (1829-1834). В 1832 был уволен в отставку.

Митуар Бенуа Шарль – Французский живописец и литограф; портретист, жанрист. В 1806 принял русское подданство. Назначенный в академики ИАХ (3 марта 1813) по представленному «писаному с натуры» портрету. Академик ИАХ (1 сентября 1813) за портрет Ф. Ф. Щедрина.

135

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857)
Автопортрет. 1824 г. Холст, масло. 63 х 49 см.


Тропинин Василий Андреевич (1780-1857) – живописец; портретист, писал пейзажи, жанровые и религиозные композиции. Крепостной графа А. С. Миниха, позже – графа И. И. Моркова. Учился в ИАХ (1798-1804) в классе С. С. Щукина как посторонний ученик. Весной 1823 был освобождён от крепостной зависимости. Назначенный в академики (20 сентября 1823), академик ИАХ (16 сентября 1824) за программу «портрет медальера К. А. Леберехта». С 1821 жил и работал в Москве. С 1807 женат на Анне Ивановне Катиной. Сын Арсений (1809-1885) был художником. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

136

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)
Автопортрет. 1811 г. Холст, масло. 67,5 х 56 см.


Венецианов Алексей Гаврилович (1780–1847) – живописец. Основатель русского бытового крестьянского жанра, портретист. Работал в технике масляной живописи, пастели, офорта и литографии. Сын московского купца, учился в частном пансионе. Самостоятельно занимался живописью, копировал картины в ИЭ, писал портреты пастелью. В своём имении Сафонково создал школу, где обучал живописи талантливых юношей, преимущественно крепостных. Имел многочисленных учеников, творчество которых представляет в русском искусстве «школу Венецианова».

137

Брюллов Карл Павлович (1799-1852)
Автопортрет. Около 1833 г. Дерево, масло. 56,5 х 43 см.


Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – живописец, акварелист, рисовальщик. Происходил из семьи художников, самый одарённый из четырёх братьев. Учился в петербургской ИАХ (1809-1822). Пенсионер ОПХ в Италии (1822-1835), работал в Милане, Неаполе, но главным образом в Риме. Почётный вольный общник (1834), профессор 2-й степени (1835), профессор 1-й степени (1846) ИАХ, где вёл класс исторической живописи. Участник выставок в Риме, Милане, Париже, Петербурге. По совету врачей выехал за границу (1849), с весны 1850 поселился в Италии, где и умер.
После экспонирования картины «Последний день Помпеи» в 1833 году в галерее Брера (Милан) Брюллов был избран почётным членом Академий изящных искусств в Милане и Флоренции, АХ в Болонье и Парме. Тогда же галерея Уффици во Флоренции попросила портрет художника для своего знаменитого собрания автопортретов, существующего с XVI века. Портрет был начат Брюлловым во время его пребывания в Милане. Отъезд в Россию помешал окончить портрет, и художник оставил его в знак дружбы семейству Карло Кадео (San-Protaso в Милане), у которого прожил более года. В дальнейшем портрет перешёл по наследству к дочери Кадео, жене доктора Урньяни, у которой был приобретён инженером Райкевичем, продавшим портрет в Русский музей.

138

Брюллов Карл Павлович (1799-1852)
Портрет К. А. Тона. 1820-е гг. Холст, масло. 56,5 х 51 см.


Тон Константин Андреевич (1793 (4?) – 1881) – выдающийся архитектор. С 1803 по 1815 учился в ИАХ у А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Ж.-Ф. Тома де Томона. В 1819-1828 – пенсионер ИАХ в Италии, Франции. За проекты реставрации Храма Фортуны в Пренесте и дворцов цезарей на Палатине удостоен званий члена Академии Св. Луки в Риме, Римской археологической академии, Академии изящных искусств во Флоренции. С 1830-х – академик, с 1831 – преподавал в ИАХ. В 1833 – профессор, в 1854-1871 – ректор архитектуры. Создатель многих построек: интерьеров ИАХ (1830), Экзерциргауза на Дворцовой площади (1827), Пулковской обсерватории (1833); церквей в Петербурге и его пригородах, Воронеже, Новгороде и других городах России; Большого Кремлёвского дворца (1838-1849); храма Христа Спасителя в Москве (1832-1880); Оружейной палаты (1850) и многих сооружений в Кремле; вокзалов Царскосельской (1849) и Николаевской (1844-1851) железных дорог.

Брюллов и Тон поддерживали дружеские отношения, поэтому, вероятнее всего, портрет был написан без заказа, по инициативе художника.

139
ilovepdf_com-140.jpg
Зарянко Сергей Константинович (1818-1871)
Портрет Ф. И. Прянишникова. 1844 г. Холст, масло. 45 х 35 см


Прянишников Фёдор Иванович (1793-1867), учился в Московском университетском пансионе, служил в разных ведомствах. В 1835 в чине действительного статского советника назначен Санкт-Петербургским почт-директором, в 1841 в чине тайного советника – директором Почтового департамента с оставлением в должности почт-директора. Осуществил реформу почтового дела в России. Действительный тайный советник, член Государственного совета, Императорской публичной библиотеки, ИАХ и ОПХ, а также многих комиссий и комитетов. Библиофил. Собиратель картин русских художников, основатель и владелец картинной галереи, которая после его смерти вошла в состав Московского Публичного и Румянцевского музея.

Изображён в мундирном фраке Почтового ведомства, на груди – звезда ордена Св. Владимира (орден Св. Владимира 2-й степени Ф. И. Прянишников получил в 1843, 1-й степени – после 1857).

140

фон Штейбен Карл Карлович (1788-1856)
Портрет В. А. Кокорева. Около 1850 г. Холст, масло. 123 x 99 см.


Кокорев Василий Александрович (1817–1899) – откупщик, крупный промышленник, председатель правления Волжско-Камского банка. Известный коллекционер русской и западноевропейской живописи, меценат. 26 января 1862 открыл в Москве картинную галерею, которая была распродана в 1870. Главным покупателем стало Министерство Императорского Двора. Большая часть кокоревского собрания хранится в ГРМ, ГТГ и других российских музеях. В 1884 В. А. Кокоревым около Вышнего Волочка была построена так называемая Академическая дача для летнего отдыха и работы преподавателей и студентов ИАХ.

Источники:
Русский музей представляет: Портретная галерея Русского музея. Лица России / Альманах. Вып. 359. – СПб: Palace Editions, 2012.
«Лица России. Портретная галерея Русского музея» на Википедии
Сайт Арт-каталог
Сайт Gallerix.ru
Tags: XIX век, XX век, АЛЕКСЕЕВ Николай Михайлович, Автопортрет, БЕЛЬСКИЙ Михаил Иванович, БРЮЛЛОВ Карл Павлович, Бехтерев Владимир Михайлович, Биографии, Бородин Александр Порфирьевич, Боткин Сергей Петрович, ВАРНЕК Александр Григорьевич, ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович, Глазунов Александр Константинович, Государственный Русский музей, Живопись 1770-х, Живопись 1790-х, Живопись 1800-х, Живопись 1810-х, Живопись 1820-х, Живопись 1830-х, Живопись 1880-х, Живопись 1890-х, Живопись 1910-х, Живопись 1920-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись вт. пол. XVIII в., Живопись кон. XIX в., Живопись кон. XVIII в., Живопись нач. XIX в., Живопись п.п. XIX в., Живопись п.п. XX в., ЗАРЯНКО Сергей Константинович, ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич, Зеркало, КРАМСКОЙ Иван Николаевич, Орден Святого Владимира, Портрет, РЕПИН Илья Ефимович, Рахманинов Сергей Васильевич, Рубинштейн Антон Григорьевич, СОМОВ Константин Андреевич, СТАРОВ Иван Егорович, СТАСОВ Василий Петрович, Скульптура 1890-х, Скульптура кон. XIX в., ТОН Константин Андреевич, ТРОПИНИН Василий Андреевич, ШТЕЙБЕН Карл Карлович, ЩУКИН Степан Семёнович
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment