Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Явление Купидона в Дрездене: реставрация картины «Девушка с письмом у открытого окна»

Дрезденская картина «Девушка с письмом у открытого окна (Brieflezend meisje bij het venster)» датируется ранним периодом творчества Вермееера, примерно 1657-1659 гг. Некоторое время её приписывали другим художникам: Рембрандту и Питеру де Хооху. Принадлежность полотна Вермеру была окончательно установлена лишь в 1862 году. Картина поступила в Галерею старых мастеров из собрания курфюрста саксонского Фридриха Августа II (1696—1763).



На картине изображена молодая женщина у открытого окна, которая с явным напряжением и вниманием читает присланное ей любовное письмо. Дама изображена в профиль, но её лицо отражается, слегка искажаясь, в неровном стекле окна, разделённого свинцовым переплётом. Это же окно изображено и в другой картине художника – «Солдат и смеющаяся девушка (De soldaat en het lachende meisje)» (1658; Коллекция Фрика, Нью-Йорк). Открытое окно способствует прежде всего усилению потока света, проникающего в тёмную комнату; но эта «открытость» имеет и определённый скрытый смысл. Она говорит о потребности женщины «разомкнуть» домашнюю атмосферу, о её желании быть связанной с внешним миром, от которого, в соответствии с общественными нормами поведения, замужняя женщина была в значительной степени изолирована.

Блюдо с фруктами в композиции Вермеера, размещённое на смятой ковровой скатерти на первом плане, предстаёт символом нарушения заповеди супружеской верности и внебрачных любовных отношений. Яблоки и персики намекают нам на грехопадение Евы. Знаком тайной связи становится и полученное письмо.

С середины ХХ века специалисты изучают картину с применением современных технологий. В 1965 году были проанализированы образцы краски, в 1979 году проведено рентгеновское исследования, а спустя три десятилетия – инфракрасная рефлектография, микроскопическое и другие исследования. В 2007 году был проведён анализ структуры холста.

Было обнаружено, что на стене в глубине комнаты была изображена картина с изображением безотлучного спутника и помощника Афродиты Купидона. Картина в широкой чёрной раме занимала большую часть стены. Первоначально искусствоведы полагали, что этот фрагмент закрасил сам Вермеер, но в 2017 году удалось установить, что исправление сделал кто-то другой.

Музейные специалисты решили вернуть полотну его оригинальный вид. В эти дни реставраторы скальпелем осторожно снимают слой ретуши. В последний раз картину без изображения Купидона можно было увидеть в экспозиции Галереи до 16 июня 2019 г.

На полное восстановление полотна уйдет не менее года. Зрители увидят обновлённое полотно летом 2020 года.



Искусствоведы подчёркивают, насколько важно показать подлинный замысел Вермеера. «Отредактированная» картина навевала грусть: зритель сочувствовал одинокой девушке в пустой комнате. Между тем божество любви, смотрящее прямо на зрителя, полностью изменяло безобидную повседневную сцену, приглашало к диалогу и вносило в сюжет элемент романтики. Кроме того, возвращённый на место Купидон узнаваем и в другом произведении Вермеера: «Дама, стоящая у вирджиналя (Staande virginaalspeelster)» (1670-1672; Национальная галерея, Лондон).





Источники:
Шнейдер Н. «Вермер» (М., 2004) + здесь
Tags: ВЕРМЕЕР Делфтский, Германия, Живопись XVII в., Картина в картине, Реставрация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment