Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Единственная гравюра работы Петра I

Во время Великого посольства, находясь в Амстердаме, ПЁТР I пробовал учиться гравировальному искусству. Его учителем стал Адриан ШХОНЕБЕК. Это единственная гравюра, атрибутируемая как произведение царя.


Данная гравюра приведена для рассмотрения как культурно-исторический памятник, ни в коем случае не ставится задача разжечь межконфессиональную и межнациональную рознь.

На гравюре в аллегорической форме изображается торжество православия над мусульманством: Ангел с крестом и пальмовой ветвью в руках попирает мусульманский полумесяц, турецкие бунчуки и знамёна.

Во всем мире известно лишь два оттиска: один хранится в Энтографическом музее Санкт-Петербурга, другой – в Амстердаме. На последнем в левом нижнем углу находится надпись на голландском языке (на репродукции не видна). Надпись в переводе гласит: «Пётр Алексеевич, великий царь русский, награвировал это иглою и крепкою водкою, под смотрением Адриана Шхонебека, в Амстердаме, в 1698 году, в спальне своей квартиры, на верфи Ост-Индской компании»(*).

Судя по дате, офорт создавался в конце Великого посольства перед спешным отъездом в Россию. В числе множества иностранных специалистов молодой царь, уезжая, захватил с собой и учителя ШХОНЕБЕКА. Тот прожил в России до смерти и основал русскую гравировальную школу. Через много лет ПЁТР напишет в «Указе об учреждении университета и Академии» (1724): «Без живописца и градировального мастера обойтися невозможно будет, понеже издания, которые в науках чиниться будут (ежели оные сохранять и публиковать) имеют рисованы и градированы быть».

Изображение интересно не мастерством исполнения, которого не могло быть у человека, впервые взявшегося за гравировальные инструменты. Гравюра важна для характеристики ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА.

Во-первых, изображение свидетельствует, как жадно он хватался за возможность научиться каждому незнакомому ремеслу.

Во-вторых, из сюжета произведения видно, что, даже увлёкшись интересным делом, он не оставлял мысли о главной задаче Великого посольства – образовании союза европейских государств против турок. В наборе, символизирующем «магометанство», угадываются вполне ясные указания на главных врагов России того времени – Османскую империю и Крымское ханство. И попрание их воинской символики – намёк на желаемую военную победу над ними. Весьма легко одетая аллегорическая фигура была понятна только европейцу. В России этот срамной образ был бы с негодованием оплёван. Значит, этот художественный жест адресовался исключительно союзникам, конкретнее – голландцам. Иначе говоря, ПЁТР не только дипломатическим, но и таким артистическим образом взывал к помощи и военной поддержке.

Увы, политические переговоры в Голландии не удались – голландцы не согласились встать на сторону России в конфликте с Османской империей.

(*) Крепкая водка – азотная кислота. Игла – простейший инструмент гравера, напоминающий шило.
Tags: XVII век, XVIII век, Ангелы, Нидерланды/Голландия, Пётр I Алексеевич, Русско-турецкие войны, Русское царство, ШХОНЕБЕК Адриан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments