Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Слюдяная оконница XVII века



В деревянную раму вставлены пластины слюды, укреплённые между железными и оловянными прутами: в центре самые большие куски слюды в виде круга, вокруг мелкие куски разной формы и обрезки.

До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. В XVI-XVII вв. самым ходовым материалом была слюда – легко расслаиваемый прозрачный естественный минерал, лёгкий и несгораемый. Толщина используемых пластинок была от 0,1 до 0,8 мм. Слюда превосходила по своим функциональным свойствам даже стекло, в то время ещё малопрозрачное и тяжёлое, и применялась всюду: в окнах строений и судов, в дверях и фонарях, в мебели и каретах, в Царских вратах и напрестольных сенях.

В XVII веке слюдяные окна начали расписывать полупрозрачными составами. Чтобы живопись от соприкосновений не истиралась, её покрывали сверху другой тонкой слюдяной пластиной. У И. Забелина в книге «Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях» приведён пример, как в 1676 году «живописцу Ивану Салтанову велено было написать в хоромы царевича Петра Алексеевича оконницу по слюде в кругу орла, по углам травы», и написать так, чтобы «из хором всквозе видно было, а с надворья в хоромы чтоб не видно было».

Такие окна почти не защищали от холода, поэтому их закрывали ставнями, обитыми мехом или сукном. На зиму часто ставили вторые рамы.
Tags: XVII век, ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, Декоративно-прикладное искусство, Живопись 1920-х, Живопись п.п. XX в., Русские хоромы и палаты, Русское царство
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment