Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Портреты царицы Марфы Матвеевны



Марфа Матвеевна Апраксина (1664-1715) – дочь боярина Матвея Васильевича Апраксина и Домны Богдановны, в девичестве Ловчиковой; младшая сестра сенатора Петра Апраксина (1659-1728), генерал-адмирала Фёдора Апраксина (1661-1728) и генерал-майора Андрея Апраксина (1663-1731); супруга царя Фёдора III Алексеевича.

Статус царской невесты она получила в декабре 1681 года. Венчание 17-летней девицы и 20-летнего вдового царя состоялось 15 (25) февраля 1682 года. Фёдор Алексеевич скончался 27 апреля (7 мая) того же года. Марфа Матвеевна жила до конца дней во вдовстве.

Оба портрета были написаны почти одновременно, ещё в девичестве Марфы Матвеевны. Царская невеста изображена в роскошном парчовом одеянии и кокошнике с жемчугом и камнями.

На первом портрете Марфа Матвеевна держит веер, и перед нами один из первых русских портретов с этим аксессуаром. Он станет неизменным спутником светских модниц лишь в XVIII веке. Веер не был характерной деталью допетровского быта, но, разумеется, был известен: в описании царской казны встречается слово «опахало». Время написания портрета совпадает с расцветом веерного искусства в Западной Европе. Лучшие образцы изготавливали во Франции, затем они распространялись в другие страны Европы и в России. Изготовлять веера могли и здесь, как правило, обрусевшими иностранцами.

Постепенно этот предмет роскоши прочно войдёт в быт богатого дворянства. В следующем веке сложится «язык веера», когда жестом можно было выразить различные эмоции, назначать свидание или отказать поклоннику. Невеста Фёдора Алексеевича держит веер «стрелой», в правой руке, закрытым и направленным в сторону собеседника (зрителя), что согласно «языку» XVIII века означает любовь и расположение. Но скорее всего, девушка демонстрирует дорогой и изящный подарок царственного жениха, а не раскрывает перед всеми свою влюблённость.

На втором портрете тоже изображена любопытная деталь – маленькая собачка. Вероятно, это дань традициям европейского портрета – символ супружеской верности. В некоторых исследованиях автором портретов указывается «иноземец Арнбургской земли» Иоганн Вальтер, приглашённый на должность придворного художника. Согласно другим данным, живописец в 1681 году был вынужден покинуть Оружейную палату.

Вероятно, портреты Марфы Матвеевны пользовались популярностью, так как известны в нескольких повторениях и копиях. Например:



Марфа Матвеевна была царицей только 71 день, после смерти мужа она облачилась во вдовью, почти монашескую, одежду, хотя и не ушла в монастырь. На этих работах царица представлена именно в таком одеянии:



Вдовствующая царица проживала в Москве, а затем в Петербурге в собственном дворце, на углу Адмиралтейской площади и Невской перспективы, невдалеке от особняка своего брата, генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, на месте дома которого сейчас находится Зимний дворец. Умелым поведением она создала себе прочное положение при дворе. Сохранив доверие и уважение младшего брата своего мужа, Петра I, она до конца жизни оставалась на попечении казны, не вступая в интриги государственной и политической жизни. В царской семье, обширной к тому времени (в неё входили вдова Ивана Алексеевича, царица Прасковья с тремя дочерями), царица Марфа пользовалась уважением.

Похороны царицы прошли 7 января 1716 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, в Екатерининском приделе (в списке захоронений значится под номером 4).

Царица Марфа была чрезвычайно набожной женщиной, приверженцем старых обрядов. Именно она стала последним членом царской семьи, чьё отпевание и погребение провели в соответствии со старинными традициями, среди которых были причитания над гробом. После присутствия на погребении царицы Марфы Матвеевны царь Пётр издал указ о запрещении старинного русского обряда печалования по умершим.
Tags: XVII век, Апраксины, БЕНУА Александр Николаевич, Веер, Жемчуг, Живопись 1920-х, Живопись XVII в., Живопись нач. XVIII в., Живопись п.п. XX в., Марфа Матвеевна(жена Фёдора Алексеевича), Неизвестный художник/скульптор, Оружейная палата, Петропавловская крепость, Портрет, Похоронные традиции/кладбища/траур, Русский народный головной убор, Собаки
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment