Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Изображение лошади в живописи и скульптуре XVIII – начала XX века



В академической системе жанров XVIII-XIX веков анималистика, «патриарх всех жанров», находилась на последних ступенях иерархической лестницы. Анималистические композиции, понятные и обыденные по сюжету, не отвечали запросам высоких жанров, как историческая картина или портрет. Самобытная школа «зверописи» сложилась в России к середине XVIII века, анимализм займёт равноправное место среди других жанров в конце XIX – начале XX века.

Знаменитыми анималистами в русском искусстве стали Иоганн Фридрих Гроот (1717-1801), Пётр Карлович Клодт (1805-1867), Николай Егорович Сверчков (1817-1898), Рудольф Фёдорович Френц (1831-1918), Павел Осипович Ковалевский (1843-1903), Артемий Лаврентьевич Обер (1843-1917), Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946), Иван Семёнович Ефимов (1878-1959), Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969), Цаплин Дмитрий Филиппович (1890-1967), Дмитрий Владимирович Горлов (1899-1988), Евгений Иванович Чарушин (1901-1965), Алексей Георгиевич Сотников (1904-1989) и многие другие.

Лошади, великолепные создания природы, с глубокой древности привлекали внимание художников и скульпторов. В Академии художеств, ставшей высшей школой профессионального мастерства, идеальной формой выступали человек и лошадь, которые благодаря академической системе рисования и штудирования натуры изучались во всех особенностях.

Россия превосходила все другие страны по численности этих животных (в 1912 году их было более 35 миллионов) и по разнообразию пород, которых насчитывалось более пятидесяти. Сельское хозяйство, военные действия, охота не обходились без лошадей, возникали конные заводы, ипподромы. Роль, которую лошадь играла в жизни общества, объясняет её широкое изображение в разных жанрах живописи, и даже можно говорить о формировании некой «лошадиной культуры» того времени. Многие художники, даже не будучи анималистами, останавливали свой выбор на изображении лошадей, делая их колоритными персонажами в пейзажных, бытовых, историко-батальных картинах и портрете. Образ лошади часто становился смысловым центром композиции, внося особый колорит в повествование.


Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Ямская тройка на зимней дороге». 1860-1870-е гг.


Самокиш Николай Семёнович (1860-1944) «Улица». 1884 г.
Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина, Украина.


Сомов Константин Андреевич (1869-1939) «Вечерняя прогулка верхом». 1897 г.


На вторую половину XIX века приходится расцвет реалистического бытового жанра, когда впервые усилиями передвижников действительность предстала во всех своих обнажённых социальных противоречиях. Отдельной большой темой стали деревня и крестьянский труд. Художников, изображающих крестьянскую лошадь, можно назвать мастерами анималистической «новеллы». Образы лошадей, запряжённых в сани, телеги или стоящих у кормушки просты; животные не всегда ухожены и породисты, однако их фигуры всегда органично вписаны в пейзаж.

На рубеже XIX и XX веков эта тема получит поэтическую трактовку: художники будут воспевать прелесть старинных уголков России, и образ лошади в их картинах станет характеризовать уклад русской жизни. Эта тема предстанет и в русской классической литературе – у Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.


Френц Рудольф Фёдорович (1831-1918) «Заезжий двор». 1868 г.
Бердянский художественный музей им. И.И. Бродского, Украина.


Экгорст Василий Ефимович (1831-1901) «У переезда». 1885 г.
Художественный музей, Череповец, Вологодская обл.


Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) «Перед грозой». 1887 г.
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.


Лансере Евгений Александрович (1848-1886) «Мальчик с лошадьми»


На протяжении всего XIX века оставалась популярной охотничья тематика. Её мотивы можно видеть и в живописи, и в скульптуре.


Ворошилов Сергей Семёнович (1865-1911) «Начало охоты».
Тюменский областной музей изобразительных искусств.


Лансере Евгений Александрович (1848-1886) «Арабский охотник с двумя соколами».


Встречаются лошади и в фарфоровой пластике. Искусным скульптором-анималистом и проницательным исследователем поведения животных был Константин Константинович Рауш фон Траубенберг (1871-1935). Он впервые использовал «исторический» подход в трактовке фарфоровых скульптур. В 1912 году скульптор изготовил для Императорского фарфорового завода настольное украшение («сюрту де табль») «Императрица Анна Иоанновна на охоте».

Рауш воскресил сцену безружейной, парфорсной охоты, которая была не просто чрезвычайно популярной в России, а стала национальной формой охоты. Он прекрасно передал монолитность всадницы и андалузского коня, исполняющего положение левады. Это фигура старинной высшей школы верховой езды, при которой лошадь отрывает от земли переднюю часть тела и несколько секунд стоит на сильно согнутых задних конечностях, причём её корпус образует с поверхностью земли угол около 30°. Анна Иоанновна не была настолько хорошей наездницей, чтобы выполнить на лошади положение левады. Однако на многих конных памятниках лошади изображены именно так, и Рауш фон Траубенберг использовал эту распространённую и легко узнаваемую позу, которая и с технологической точки зрения была удобной для исполнения в фарфоре.



В XIX в. в России широкое развитие получила батальная живопись, в которой важное место отводилось изображению лошади. Стремление к исторической точности является особенностью русской батальной школы, позволяющей считать батальную картину ценным документом истории военного искусства. Но любителей лошадей ждёт разочарование: верховая военная лошадь на полотнах, как правило, идеализирована, ведь не все художники-баталисты являлись анималистами. Они хорошо изображали лошадь, но допускали неточности в деталях, признаках породы.

Одним из старейших художников Академии был Богдан Павлович Виллевальде (1818-1903), получивший звание академика «за искусство и познание в живописи Баталической». Виллевальде был типичным академистом, придерживался строгих правил построения композиции и стремился к обязательной законченности картины.


Виллевальде Богдан Павлович (1818-1903) «Казаки в Бауцене. 1813 год». 1885 г.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.


Виллевальде Богдан Павлович (1818-1903) «Переправа через Березину. Бегство французов из России в 1812 году». 1891 г.
Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачёва.


Лошадь выступает неотъемлемой частью в батальных картинах Виктора Викентьевича Мазуровского (1859-1944). Особенно интересны малофигурные сцены, где художник изображает лошадь крупным планом, органично вписывает её в сюжет военного действия не в качестве дополнительного атрибута, а важной составляющей части.


Мазуровский Виктор Викентьевич (1859-1944) «Кто кого (Эпизод из войны 1812 г.)».


Мазуровский Виктор Викентьевич (1859-1944) «Патруль гвардейских улан в Польше в 1830 году». 1892 г.
Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.


Мазуровский Виктор Викентьевич (1859-1944) «Атака лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в сражении под Фридландом 2 июня 1807 года». 1912 г.
Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.


Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), художник позднего поколения баталистов, всегда стремился к правдивому изображению реальных событий. В своих многочисленных панорамах и батальных станковых картинах он развивал лучшие традиции реалистической живописи. Лошадь у него не кажется аксессуаром традиционных батальных сцен официального искусства, а является живым участником и героем напряжённых баталий.


Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) «Живой мост». 1897 г.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.


Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) «Кубанский казак на белой лошади». 1899 г.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.


Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) «Кто кого?». 1905 г.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.


Как правило, на парадных портретах и памятниках образ лошади идеализирован. Лошадь в искусстве всегда была объектом восхищения благодаря её эстетическим качествам, художники и скульпторы подчёркивали стройность и крепость тела животного, его величавую красоту.


Гроот Георг Христоф (1716-1749) Портрет великого князя Петра Федоровича на коне. 1740-е гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Тимм Василий Фёдорович (1820-1895) Портрет императора Николая I на коне. 1840 г.
Архангельский областной музей изобразительных искусств


В многочисленных непарадных портретах порою кажется, что художники с большим интересом рисуют лошадь, а не человека.


Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Николай I в санях». 1895 г.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.


Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Лейб-гусар на коне (Портрет К.А. Дружинина)»
Вологодская областная картинная галерея.


В обширной галерее лошадиных образов следует выделить их портреты, в том числе, сделанные на заказ «коннозаводские портреты». Такие произведения стали особо популярными с развитием конных заводов и ипподромных испытаний, когда интерьеры кабинетов и залов украшались портретами знаменитых бегунов. Запечатлённые облики лошадей представляли своего рода генеалогию породы: орловской, арабской, ахалтекинской или другой. Они давали возможность хозяину лошади составить точную родословную своего любимца.

Знаменитые орловские рысаки были предпочитаемой моделью в портретах Петра Николаевича Грузинского (1837-1892) и Николая Семёновича Самокиша (1860-1944). На картинах художников жеребцы представлены во всей красе их внешних достоинств.


Ворошилов Сергей Семёнович (1865-1911) «Орловский рысак Крепыш».


Самокиш Николай Семёнович (1860-1944) «Кронпринц». 1912 г.
Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.Е. Тимирязева.


Одна из самых совершенных серий анималистических портретов принадлежит кисти известного художника-анималиста второй половины XIX века Николая Егоровича Сверчкова (1817-1898), создавшего целую галерею изображений породистых лошадей. Владелец конного завода в Тульской области Я.И. Бутович вспоминал: «Ни один художник не действовал на мою душу и психику своими лошадиными образами и типами так полно и так благотворно, как Сверчков. Я так сроднился и так полюбил его творчество, так проникся с ним, и это произошло конечно потому, что Сверчков был страстным поклонником орловского рысака». Во многих портретах лошади у Сверчкова именно рысистой породы. Художник виртуозно воссоздаёт на своих полотнах характерный типаж рысака: лебединая шея, стройное туловище на высоких ногах, длинный хвост, умение держать себя с особым достоинством, свойственным высокопородным животным.


Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Офицер. Орлово-ростопчинская порода».
Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.Е. Тимирязева.


Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Орлов-Чесменский в санках на Барсе. Орловские рысаки». 1871 г.
Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.Е. Тимирязева.


Традиционная схема конного портрета – изображение стоящего животного в профиль. Обязательна точная фиксация всех особенностей породы и признаков индивидуальности (манера стоять, смотреть, определённое положение хвоста, ушей и т.д.). Достоинством такого портрета считалось умение уловить характер модели, что также характеризовало качества породы.


Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Рысак».
Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Свердловская обл.


Изображение лошади в русской живописи явилось значительным явлением. Любовь к лошади была обусловлена той ролью, которую она выполняла в русском обществе. Эти одни из красивейших природных созданий предстали в работах мастеров во всей характерности своего облика и назначения.


«Конный портрет царя Михаила Фёдоровича». «Конный портрет царя Алексея Михайловича». Вторая половина 1670-х - первая половина 1680-х (?).
Государственный исторический музей, Москва. Оба портрета куплены «на торгу» в 1895 г.


Орловский Александр Осипович (1777-1832) «Ночной бивуак казаков». Конец 1800-х – начало 1810-х гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Брюллов Карл Павлович (1799-1852) «Всадница (Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц гр. Ю.П. Самойловой)». 1832 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Брюллов Карл Павлович (1799-1852) «Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар». 1849 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Конный портрет». 1854 г.
Новгородский государственный объединённый музей-заповедник.


Клодт Пётр Карлович (1805-1867) «Покрытый попоной конь, вставший на дыбы». 1850-е гг. Этюд для скульптуры Аничкова моста в С.-Петербурге.
Киевский национальный музей русского искусства, Украина.


Грузинский Пётр Николаевич (1837-1892) «Почтальон». 1861 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) «Бечевая тяга на реке Ижоре». 1868 г.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.


Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) «В парке. Местечко Вёль в Нормандии». 1874 г.
Государственная Русский музей.


Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри (Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)». 1881-1898 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) «Тройка в степи». 1882 г.
Новгородский государственный объединённый музей-заповедник.


Грузинский Пётр Николаевич (1837-1892) «Масленица». 1889 г.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Самокиш Николай Семёнович (1860-1944) «На постой». Конец XIX века.
Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.


Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «У кабака зимой». 1891 г.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) «Генерал Иосиф Гурко на Балканах». 1891 г.


Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) «Волга Всеславьевич». 1895 г.


Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905) «Крутой спуск». 1903 г.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.


Серов Валентин Александрович (1865-1911) Портрет князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона. 1903 г.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.


Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) «Кони Св.Марка. Венеция». 1907 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Маковский Александр Владимирович (1869-1924) «Император Николай II в форме Его Императорского Величества лейб-гвардии Гусарского полка». 1907 г.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.


Трубецкой Павел Петрович (1866-1938) «Александр III». 1907 г.
Государственная Русский музей.


Васильковский Сергей Иванович (1854-1917) «Конный торг на Волыни». Ок. 1910 г.


Герасимов Александр Михайлович (1881-1963) «Обоз порожняком». 1913 г.
Государственная Русский музей.


Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) «Прогулка верхом (Автопортрет с женой)». 1915 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Маковский Александр Владимирович (1869-1924) «Выезд на охоту». 1915 г.


Туржанский Леонард Викторович (1875-1945) «Жеребёнок». 1917 г.
Днепропетровский художественный музей, Украина.


Самокиш Николай Семёнович (1860-1944) «Тройка». 1917 г.
Национальный художественный музей Украины, Киев.


Иллюстрации
Tags: АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович, Автопортрет, Александр III Александрович, Алексей Михайлович, Анималистика, Анна Иоанновна, БРЮЛЛОВ Карл Павлович, Батальный жанр, Бородинская битва, ВАСИЛЬКОВСКИЙ Сергей Иванович, ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, ВИЛЛЕВАЛЬДЕ Богдан Павлович, ВОРОШИЛОВ Сергей Семёнович, ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович, ГРООТ Георг Христоф, ГРУЗИНСКИЙ Пётр Николаевич, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Жанровая живопись/скульптура/фото, Железная дорога/вокзалы, Живопись 1740-х, Живопись 1810-х, Живопись 1830-х, Живопись 1840-х, Живопись 1850-х, Живопись 1860-х, Живопись 1870-х, Живопись 1880-х, Живопись 1890-х, Живопись 1900-х, Живопись 1910-х, Живопись XVII в., Живопись вт. пол. XIX в., Живопись кон. XIX в., Живопись нач. XX в., Живопись п.п. XIX в., Живопись п.п. XVIII в., Живопись п.п. XX в., Живопись сер. XIX в., Зима, КЛОДТ Пётр Карлович, КОВАЛЕВСКИЙ Павел Осипович, КУСТОДИЕВ Борис Михайлович, Казачество, ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович, Лето, Лошади, МАЗУРОВСКИЙ Виктор Викентьевич, МАКОВСКИЙ Александр Владимирович, Масленица, Михаил Фёдорович Романов, Николай I Павлович, Николай II Александрович, ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович, Осень, Отечественная война 1812 г., Охота, ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Петропавловская крепость, Портрет, Пётр III Фёдорович, РУБО Франц Алексеевич, Реализм, Романтизм, Русская изба, САВИЦКИЙ Константин Аполлонович, САМОКИШ Николай Семёнович, СВЕРЧКОВ Николай Егорович, СЕРОВ Валентин Александрович, СОМОВ Константин Андреевич, Скульптура 1900-х, Скульптура 1910-х, Скульптура нач. XX в., Скульптура п.п. XX в., Собаки, ТИММ Василий Фёдорович, ТУРЖАНСКИЙ Леонард Викторович, ФРЕНЦ Рудольф Рудольфович, ЭКГОРСТ Василий Ефимович
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment