Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

М. Герасимов. Реконструкция облика Рудаки

За годы кропотливой работы Михаилу Герасимову удалось установить четкие корреляции между лицевым скелетом и мягкими тканями. Он первым доказал, что восстанавливая облик человека по черепу, можно достичь близкого портретного сходства.

Созданные Герасимовым научно достоверные образы позволяют нам увидеть лица далеких предков, зримо представить процесс становления человека, узнать, как выглядели исторические деятели прошлых веков. Каждая работа М.М. Герасимова – это одновременно научный документ, произведение искусства и образ живого человека.



Абу Абдуллах Джафар Рудаки - родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджруд в Таджикистане. Прославился как певец, музыкант и поэт, писавший на арабском языке и на фарси. Воспевал природу и радости бытия, выступал против бесправия. Был приближен ко двору правителей Бухары из персидской династии Саманидов, достигнув славы и богатства. К концу жизни впал в немилость, подвергся изгнанию и умер в нищете на родине. По пре­данию, сложил около 180 тыс. бей­тов, из которых дош­ло около 1 тыс. Це­ли­ком со­хра­ни­лись 2 ка­сы­ды («Мать ви­на» и «О ста­рос­ти») и около 40 ру­баи.

В 1956 г. таджикский комитет по подготовке к празднованию 1100-летнего юбилея Рудаки предложил М.М. Герасимову провести поиски могилы поэта и по найденному черепу создать его скульптурный портрет. Предполагалось, что поэт был погребен на кладбище в родном кишлаке Панджруд в верховьях р. Зеравшан, и над его могилой когда-то находился мазар (мусульманское погребальное сооружение).

Поскольку сведений о жизни поэта практически не было, Герасимов решил изучить стихи Рудаки в качестве биографического источника. Анализ стихотворений показал, что он не мог быть слепым от рождения, так как в них есть множество красочных описаний. Однако в более зрелых по стилю, и вероятно более поздних произведениях, зрительные образы полностью отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте, но продолжал писать стихи. Это должно было как-то отразиться в строении глазниц. Кроме того, в автобиографической «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Одновременное выпадение сразу всех зубов должно было наложить отпечаток на строение верхней и нижней челюстей. В итоге М.М. Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых могилу и скелет можно было считать принадлежащими поэту.

Герасимов выехал в кишлак Панджруд, где по рассказам местных жителей и описаниям средневековых историков на старом мусульманском кладбище нашел маленькую площадку, свободную от позднейших захоронений. При раскопках там были обнаружены остатки разрушившегося от времени мазара и одиночная могила с неплохо сохранившимся мужским скелетом. Череп в исследованном погребении был без зубов. Все эти признаки указывали на то, что это действительно могила Рудаки.

Скелет был похоронен в соответствии с мусульманскими традициями и принадлежал человеку в возрасте 75-78 лет. Особенности сочленения головы и позвоночника свидетельствовали о том, что этот человек держал голову сильно откинутой назад, как ходят слепые, привыкшие обходиться без поводыря. Изучая строение верхнего края глазниц, М.М. Герасимов обнаружил явные признаки атрофии глазничного нерва и края лобной кости, однако глазное яблоко при этом не было разрушено. Эти изменения позволяют сделать вывод о насильственном ослеплении в возрасте около 60 лет. На скелете найдены также следы прижизненных переломов трёх ребер и второго поясничного позвонка. Травма нанесена примерно в это же время. Таким образом, встречающееся в стихах упоминание о совершенном над поэтом насилии нашло документальное подтверждение при изучении анатомических особенностей его скелета. Действительно, находившийся в зените славы поэт был оклеветан, предан и ослеплён.

При реконструкции учёный воспользовался не только черепом, но и костями скелета, воссоздав всю верхнюю часть торса. Рудаки был невысок (около 170 см), но настолько пропорционально сложен, что производил впечатление высокого. По своему антропологическому типу это чистый европеоид без всякой монголоидной примеси, типичный представитель горных таджиков. Чтобы показать такую индивидуальную особенность, как полное отсутствие зубов, на реконструкции он показан со слегка приоткрытым ртом, как бы произносящим гортанный звук. Согласно традиции старики в горных селениях бороду не подстригают, поэтому в соответствии с его антропологическим типом ему придана довольно длинная и густая борода. Поскольку в последние годы жизни он находился в опале и бедности, то его одежда соответствует этому – простая нательная полотняная рубаха и халат из грубой шерстяной ткани. Как совершивший паломничество к святым местам (хадж) и посетивший Мекку, Рудаки имел право на ношение чалмы.

Источник
Tags: X век, ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович, Рудаки, Скульптура 1950-х, Скульптура сер. XX в., Таджикистан
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment