Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Фульвия и Цицерон

► СВЕДОМСКИЙ Павел Александрович (1849-1904) «Фульвия с головой Цицерона».
Холст, масло. 138 x 67 см.
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская область.




ФУЛЬВИЯ БАМБУЛА (77-40 гг. до н.э.), супруга консула Римской республики МАРКА АНТОНИЯ, была одной из богатейших матрон страны, первой женщиной, чей лик появился на римских монетах. Фульвия была очень амбициозна и влиятельна. По её наущению Марк Антоний жестоко преследовал ЦИЦЕРОНА, который открыто выступал против него, обвиняя в злоупотреблении консульской властью. ФУЛЬВИЮ, без сомнения, задевали нападки на мужа. Этого уже было достаточно, чтобы вызвать жгучую ненависть к знаменитому оратору.

Марк Туллий Цицерон был сторонником республиканской формы правления. В очередной попытке восстановить республику Цицерон выступил с пламенными речами против Марка Антония, который стремился к диктаторской власти. 7 декабря 43 до н. э. Цицерон был убит в Формии (Италия). Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал несущим его рабам поставить паланкин на землю, а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона.

По приказанию Антония отрубленные голова и правая рука великого оратора были доставлены в его дом. Согласно АППИАНУ, консул долго наслаждался останками поверженного врага. ДИОН КАССИЙ добавляет к этому описанию леденящую душу зарисовку: Фульвия, «прежде чем голову унесли, взяла её в руки и стала плевать на неё и злобно поносить, после чего положила себе на колени, открыла ей рот, вытащила язык и пронзила его шпильками, которые использовала для своих волос, сопровождая это действие потоком грубых насмешек».

Затем отрубленные голова и руки Цицерона были помещены на ораторской трибуне форума. Как рассказывает ПЛУТАРХ, «голову и руки приказали выставить на ораторском возвышении, над корабельными носами, – к ужасу римлян, которым казалось, будто они видят не облик Цицерона, но образ души Антония…»

Как тут не вспомнить знаменитое восклицание, которое приписывают Цицерона: «O tempora! O mores! (О времена! О нравы)»!
Tags: До нашей эры, Интерьер дворцовый, Италия, Олеандр, Плутарх, СВЕДОМСКИЙ Павел Александрович, Цветы/комнатные цветы в живописи, Цицерон
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments