Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

1977. Е. Плюхин, А. Пунин «Мосты повисли над водами...» (2) Мосты у решетки Летнего сада

Мосты у решетки Летнего сада


Верхне-Лебяжий мост

Уже в 1720-х годах появилась первая каменная набережная: она окружала небольшой «гаванец» для стоянки царских лодок в Летнем саду у Фонтанки, подле Летнего дворца.

До середины XVIII века в Петербурге набережные и мосты строили только из дерева. Правда, уже в 1720-х годах появилась первая каменная набережная: она окружала небольшой «гаванец» для стоянки царских лодок в Летнем саду у Фонтанки, подле Летнего дворца. «Гаванец» позднее засыпали, но недавно при археологических раскопках ленинградские реставраторы обнаружили его каменные подпорные стенки, в которых сохранились даже железные кольца для привязывания лодок.

Первую большую гранитную набережную в Петербурге начали возводить в конце 50-х годов перед новым монументальным Зимним дворцом, который строился в те годы по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.

В 60-80-х годах одели в гранит весь левый берег Невы, начиная от того места, где теперь стоит Литейный мост, и до Ново-Адмиралтейского канала. Только против Адмиралтейства, где вплоть до середины XIX века была кораблестроительная верфь, каменную набережную соорудили позднее — в 70-х годах. В 1784 году закончили ограду, отделившую Летний сад от набережной Невы.

Созданная по проекту архитектора КХ. Фельтена при участии П. Егорова, она пользуется всемирной известностью. Вблизи Летнего сада в конце 60-х годов одновременно с гранитными набережными построили два каменных моста: трехпролетный Прачечный через Фонтанку и однопролетный Верхне-Лебяжий через Лебяжий канал, проложенный еще в конце 1710-х годов. Мосты возводились под руководством каменных дел мастера Т. Насонова, но автор проекта пока не установлен.

Прачечный и Верхне-Лебяжий относятся к числу самых старых каменных мостов Ленинграда. Они были созданы в те годы, когда в России пышный стиль барокко сменился сдержанным, строгим классицизмом. Облик мостов отразил особенности этого переходного периода в эволюции архитектуры.

С одной стороны, в мягких закруглениях арок, в овальных люкарнах, расположенных над выступами ледорезов, и в живописном развороте лестниц еще ощущаются отголоски барокко, но в то же время общая строгость и монументальность композиции, сочетание величия и благородной простоты — качества, свойственные стилю классицизма.

Гранитная набережная с великолепно прорисованным лестничным спуском, два гранитных моста, своими живописными арками прерывающие спокойную ленту набережной, ажурная решетка и торжественно-монотонный ритм ее гранитных колонн, кроны старых деревьев Летнего сада — все это в своей совокупности образует удивительно цельный неповторимый архитектурный ансамбль.


Лебяжий канал


Ограда Летнего сада у Верхне-Лебяжьего моста


Фонтанка у Прачечного моста


Прачечный мост


Прачечный мост


Прачечный мост
Tags: 1970-е, XX век, Альбом «Мосты повисли над водами...», Архитектура, Летний сад (СПб), Мосты, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Петербургское настроение, Реки и каналы Санкт-Петербурга
Subscribe

Posts from This Journal “Альбом «Мосты повисли над водами...»” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment