Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

1977. Е. Плюхин, А. Пунин «Мосты повисли над водами...» (5) Над каналами старой Коломны

Над каналами старой Коломны


Крюков канал у Никольского собора

Обширный район старого Петербурга, лежащий между Мойкой и Фонтанкой к западу от Крюкова канала, с середины XVIII века назывался Коломной. Крюков канал, ограничивающий ее с востока, принадлежит к самым старым в Петербурге: его северную часть, проходившую от Невы до Мойки, закончили в 1719 году. Название напоминает о том, что строителем был подрядчик Семен Крюков.

В 1780-х годах канал продлили до Фонтанки, проложив его по старой улице мимо колокольни Никольского морского собора.

В эти же годы берега Крюкова канала укрепили гранитными набережными. Взамен прежних деревянных мостов началось строительство новых, более надежных, деревянные балки которых покоились на каменных опорах, украшенных изящными фонарями.

Одним из первых был сооружен Матвеевский мост, пересекающий канал у набережной Мойки. Тогда же был построен Пикалов мост, соединяющий берега канала Грибоедова у его «перекрестка» с Крюковым. Пролеты Матвеевского и Пикалова мостов в XX веке перекрыли более надежными металлическими балками.

Однако их силуэты при этом изменились сравнительно мало. На мостах сохранились и старинные фонари. Особенно красивы фонари Пикалова моста, выполненные в виде стройных гранитных обелисков.

В конце XVIII-начале XIX века на Крюковом канале появилось еще пять трехпролетных мостов, по композиции и конструкции аналогичных Матвеевскому и Пикалову. Много позднее их перестроили.

Деревянные балки мостов Декабристов (бывший Офицерский), Торгового, Старо-Никольского и Смежного заменили стальными. В 1932 году соорудили новый Кашин мост, перекрыв канал железобетонной аркой. Ее плавные очертания эффектно оттенили стремительный взлет колокольни Никольского собора.

Живописный ансамбль мостов Крюкова канала в конце 1950-начале 1960-х годов был дополнен тремя металлическими пешеходными мостами. Краснофлотский пересек Мойку вблизи Новой Голландии, Красногвардейский соединил берега канала Грибоедова у его пересечения с Крюковым каналом, а Красноармейский переброшен через Фонтанку около устья Крюкова канала.

Стройные силуэты новых мостов и их архитектурное оформление, тонко стилизованное «под старый Петербург», способствовали тому, что они очень органично сочетаются со старой застройкой бывшей Коломны.


Мосты Крюкова канала: Торговый (на переднем плане), Кашин, Старо-Никольский и Смежный


Пересечение Крюкова канала и канала Грибоедова


Пересечение Крюкова канала и канала Грибоедова


Крюков канал и канал Грибоедова. Слева - Пикалов мост и пешеходный Красногвардейский на канале Грибоедова; справа - Старо-Никольский мост на Крюковом канале


Пикалов мост


Пикалов мост


Красногвардейский мост


Красногвардейский мост


Матвеев мост через Крюков канал


Матвеев мост через Крюков канал


У слияния Крюкова канала с Фонтанкой. Слева - Смежный мост, справа - Красноармейский мост через Фонтанку
Tags: 1970-е, XX век, Альбом «Мосты повисли над водами...», Архитектура, Мосты, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Петербургское настроение, Реки и каналы Санкт-Петербурга
Subscribe

Posts from This Journal “Альбом «Мосты повисли над водами...»” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment