morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Category:

Русалки

► КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887) «Русалки». 1871 г.
Холст, масло. 88 x 132 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Картина «Русалки» была написана КРАМСКИМ по мотивам повести Николая ГОГОЛЯ «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

На картине изображён берег реки, на котором в лунную ночь расположились русалки-утопленницы. Они отрешены от внешнего мира, погружены в состояние внутренней сосредоточенности, безысходной тоски и глубокой грусти. На дальнем плане – крытая соломой хата и глухой тёмный лес. Поэтичность картины обусловлена изображением мягкого лунного света, из-за которого кажется, что стены хаты, стволы деревьев и фигуры русалок сами излучают таинственное сияние.



Сергей Васильевич МАКСИМОВ (1831-1901) – известный в конце XIX – начале XX в. писатель, этнограф-беллетрист, путешественник, исследователь обычаев, традиций, языка, верований русского народа, почётный академик Петербургской АН (1900).

Книга «Нечистая, неведомая и крестная сила» посвящена верованиям, обычаям и суевериям: в домовых, леших, ведьм, живую воду... Это энциклопедия мифологических воззрений крестьян, раскрывающая глубины народной культуры, воссоздающая поэтический мир народных верований и легенд. В книге рассказ о народной демонологии сочетается с ярким красочным описанием крестьянских годовых праздников, создавая этнографию бытового православия.

Из главы «Русалки»:

«Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водою иву или плакучую берёзу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Тем не менее, от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами, или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними, то все-таки не забывают спутывать у рыбаков сети, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разосланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни.

В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Кроме церковного ладана (незаменимого средства против всякой нечистой силы) – против чар и козней русалок отыскалось ещё снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, – это «полынь, трава окаянная, бесколенная». Надо только пользоваться её силой и применять её на деле умеючи.

Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
– Что у тебя в руках: полынь или петрушка?
– Полынь.
– Прячься под тын, – громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит:
– Ах, ты моя душка, – и примется щекотать до тех пор, пока не пойдёт у человека изо рта пена, и не повалится он, как мёртвый, ничком.

Хотя во Владимирской губ. и помнят ещё древних русалок и признают даже два их вида (водяных и домашних), но ни те, ни другие не отмечаются такими нежными, привлекательными чертами, как южные их сёстры. Поверья северян и южан связаны между собой лишь в том общем убеждении, что русалки – людские дети, умершие некрещёнными, либо потонувшие или утопившиеся девушки. Во многих местах думают, что это – дети, обмененные в то время, когда роженицу оставляют одну в бане, и она лежит без креста, а ребенок подле неё спит некрещённым.

Всем русалкам разрешается выходить из воды ещё на Светлое Воскресенье, когда обносят кругом церкви плащаницу. И потому в это время надо запирать двери в храм как можно крепче, из опасения, как бы не набежали русалки…»

► МАКОВСКИЙ Константин Егорович (1839-1915) «Русалки». 1879 г.
Холст, масло. 261 x 347 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



► ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814-1861) «Русалки». 1859 г.
Бумага, сепия, белила. 30 x 45 см.
Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина.



► ВАСИЛЬЕВ Константин Алексеевич (1942-1976) «Русалка».



► ОЛЬШАНСКИЙ Борис Михайлович (р. 1956) «Русалия». 1998 г.



► НАГОРНАЯ Ольга Викторовна (р. 1970) «Русалка».



► УОТЕРХАУС Джон Уильям (1849-1917) «Русалка». 1901 г.



► ШИШКИН Андрей Алексеевич (р. 1960) «Русалки».




МАКСИМОВ С. Нечистая, неведомая и крестная сила. 1903 г.
Tags: ВАСИЛЬЕВ Константин Алексеевич, Гоголь Николай Васильевич, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Жемчуг, Живопись 1850-х, Живопись 1870-х, Живопись 1900-х, Живопись 1990-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись кон. XX в., Живопись нач. XX в., Живопись сер. XIX в., Иллюстрации книжные/к произведениям, КРАМСКОЙ Иван Николаевич, МАКОВСКИЙ Константин Егорович, Максимов Сергей Васильевич, Мифология/фольклор/народные традиции, НАГОРНАЯ Ольга Викторовна, Ночь, ОЛЬШАНСКИЙ Борис Михайлович, Пасха/Воскресение Христово/храмы, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Прерафаэлиты, Русалки, УОТЕРХАУС Джон Уильям, Украина, Украинская хата, Фантастика, Шевченко Тарас Григорьевич
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • «Вывод» Горького

    ► БУЧКУРИ Александр Алексеевич (1870-1942) «Вывод (по одноимённому рассказу Горького)». 1936 г. Холст, масло. Чёрно-белая репродукция.…

  • Баллада А.К. Толстого «Князь Ростислав»

    «Уношу князю Ростиславу затвори Днепр темне березе». «Слово о полку Игореве». Князь Ростислав в земле чужой Лежит на дне…

  • Лучший из портретов Ивана Мазепы

    ► НОРБЛЕН де ла Гурден Жан Пьер (1740/45-1830) «Гетман Иван Степанович Мазепа». Кон. XVIII в. Офорт. 10 х 9,4 см. Смоленский…

  • «Евгений Онегин». Иллюстрации Лидии Тимошенко.

    ТИМОШЕНКО Лидия Яковлевна (1903-1976) – художница сложной творческой судьбы. Расцвет её творчества пришёлся на середину 1930-х – в это…

  • «Мастер и Маргарита»

    Иллюстрации математика и художника-графика ФОМЕНКО Анатолия Тимофеевича (р. 1945) к роману Михаила Афанасьевича БУЛГАКОВА (1891-1940) «Мастер и…

  • Омар Хайям

    ► ХАМБИДЖ Джей (1867-1924) «На могиле Омара Хайяма». После 1911 г. ► МЯЗИН Василий Алексеевич (1936-2008) «Омар Хайям».…

  • 1702. Корнелис де Брюйн в Москве

    ► «Вид на Москву с Воробьёвых гор». 1701 год. Рисунок Корнелиса де БРУИНА из книги «Путешествие через Московию в Персию и…

  • Крылья холопа

    ► ВИЛКОВ Николай Михайлович (1921-1991) «Крылья холопа». 1947 г. Холст, масло. 121 х 192,4 см. Государственный историко-архитектурный и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments