Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Днепр в пейзажах

► ИВАНОВ Антон Иванович (1818-1863) «Переправа Н.В. Гоголя через Днепр». 1845 г.
Холст, масло. 60 x 88 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Н.В. ГОГОЛЬ «Вечера на хуторе близ Диканьки»:

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире.

Чуден Днепр и при тёплой летней ночи, когда всё засыпает – и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звёзды. Звёзды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в тёмном лоне своём. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе.

Чёрный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, – напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, даёт он по себе серебряную струю; и она вспыхиваете будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире!

Когда же пойдут горами по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир – страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско. Разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая, бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и заливается горючими слезами.

Дико чернеют промеж ратующими волнами обгорелые пни и камни на выдавшемся берегу. И бьется об берег, подымаясь вверх и опускаясь вниз, пристающая лодка. Кто из козаков осмелился гулять в челне в то время, когда рассердился старый Днепр? Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей.

Лодка причалила, и вышел из неё колдун...»

► ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович (1856-1933) «Днепр перед бурей». 1888 г.
Холст, масло.



► АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817-1900) «Лёд на Днепре». 1872 г.
Холст, масло. 72 x 81 см.
Частное собрание.



► СЕРГЕЕВ Николай Александрович (1855-1919) «Тоня на Днепре». 1889 г.
Холст, масло. 123 x 207 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.

Tags: АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович, ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович, Весна, Гоголь Николай Васильевич, Государственная Третьяковская галерея, Жанровая живопись/скульптура/фото, Живопись 1840-х, Живопись 1870-х, Живопись 1880-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись сер. XIX в., ИВАНОВ Антон Иванович, Лето, Литература/цитаты, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, СЕРГЕЕВ Николай Александрович, Украина
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments