morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Categories:

Павел Корин «Портрет маршала Жукова»

► КОРИН Павел Дмитриевич (1892-1967) «Портрет маршала Жукова». 1945 г.
Холст, масло. 107 x 97 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Георгий Константинович ЖУКОВ родился в 1896 году в деревне Стрелковка Малоярославецкого уезда Калужской губернии в крестьянской семье. У Калужской земли, в древности заселённой славянскими племенами вятичей и не раз подвергавшейся нападению внешних врагов, славная воинская история. Беспримерное сопротивление монголам в XIII веке оказал город Козельск. На Куликовом поле в объединённом войске ДМИТРИЯ ДОНСКОГО бились ополченцы и дружины из калужских городов.

Предание гласит, что при ПЕТРЕ I сотни крепостных мастеров были переселены с уральских заводов в Калужскую губернию. Местные жители называли их «стрелковщиной», потому что мастера отливали пушки на Угодеком Заводе и испытывали их на стрельбище вблизи большой деревни Огуби, расположенной в 5 км от завода. Селились мастера там же, на окраине Огуби. Постепенно их поселение заняло две трети прежней деревни и стало самостоятельной деревней, так и названной – Стрелковщина, или Стрелковка.

Здесь в Отечественную войну 1812 года в Тарутинском бою был разгромлен НАПОЛЕОН, о чем напоминал памятник: «На сем месте Российское воинство под предводительством фельдмаршала Кутузова, укрепясь, спасло Россию и Европу».

Егор ЖУКОВ впервые занялся крестьянским трудом, когда ему не исполнилось ещё и семи лет. Вместе с взрослыми растрясал граблями сено и сгребал его в копны. Ловил рыбу (в голодные времена рыбалка становилась важным подспорьем). Жал рожь. Во время жатвы будущий полководец получил первое в своей жизни ранение. Егор случайно резанул серпом по мизинцу левой руки. В мемуарах маршал писал: «Сколько лет с тех пор прошло, а рубец на левом мизинце сохранился и напоминает мне о первых неудачах на сельскохозяйственном фронте».

Впереди у него было великое будущее. Исключительно сильная и волевая личность, Георгий Константинович навечно останется в памяти народной символом Великой победы, одержанной в самой кровавой из всех войн в истории человечества. Он не запятнал себя в годы репрессий, не лицемерил и не искал лёгких путей. Его жизнь – пример высочайшей требовательности к себе и другим.

Павел КОРИН начал работать над портретом осенью 1945-го, а закончил в декабре. Маршал требовал от художника справиться с работой как можно скорее, и для продолжения работы Корину пришлось ехать в разрушенный войной Берлин, потому что Жуков не мог задерживаться в Москве надолго. Берлин в это время продолжал находиться на военном положении, и туда допускались только военнослужащие. Поэтому Корин для беспрепятственного проезда получил звание капитана. Между сеансами художник много ходил по разрушенному городу, проникаясь тем духом и той атмосферой, в которой пришлось действовать его герою.

Положив последний мазок, Корин показал портрет ЖУКОВУ.
– Мне нравится. И лицо полевое. Спасибо.
– А что значит «полевое»? – спросил художник.
– Такое, какое бывает на поле битвы, – ответил маршал. Затем достал официальный бланк и написал в адрес председателя Комитета по делам искусств: «Мой портрет, написанный тов. Кориным П.Д., я считаю, выполнен хорошо. Он правдиво отражает действительность».

Художник мог бы написать героя и не в парадной форме, а в «рабочей», в будничной обстановке штабного кабинета. Но перед автором стояла задача создать портрет парадный. Поэтому особенно тщательно Корин изобразил знаки воинской доблести маршала – зримую биографию его боевой славы. На портрете ордена и медали вспыхивают всеми цветами радуги, как фейерверк, салют Победы! На мундире почти нет свободного места: три ордена Красного Знамени, ордена Суворова, Александра Невского, Ленина, два ордена Победы, Золотая Звезда Героя Советского Союза, награды союзников... И контрастом к ним выписано чеканное, почти монохромное в цвете лицо. Рука, сжатая в кулак, показывает силу характера Жукова и вместе с тем грозно предупреждает врага о мощи советского оружия.

Суть портрета Жукова не исчерпывается внешним сходством, хотя оно абсолютно. В произведении слышится гром войны и эхо Победы, в нем воплощена гордость за людей, свято веривших в торжество добра. Изображение конкретной личности стало портретом целой эпохи.
Tags: 1940-е, XX век, Берлин, Вторая мировая/Великая Отечественная, Герой Советского Союза, Государственная Третьяковская галерея, Живопись 1940-х, Живопись сер. XX в., Жуков Георгий Константинович, КОРИН Павел Дмитриевич, Калуга/область, Крестьянство, Медаль «За оборону Ленинграда», Медаль «За победу над Германией», Орден «Победа», Орден Александра Невского (СССР), Орден Красного Знамени, Орден Ленина, Орден Почётного легиона, Орден Суворова, Портрет, Форма/доспехи/оружие, Эпоха СССР
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments