morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

«Бег на императорский приз рысистых лошадей на реке Неве в Санкт-Петербурге»

► АВНАТАМОВ Агафон Никитич (Овнатанян Агафон Мкртумович, 1816-1893), БРЕЗЕ Николай Константинович (сер. XIX в.) по рисунку ШАРЛЕМАНЯ Адольфа Иосифовича (1826-1901) «Бег на императорский приз рысистых лошадей на реке Неве в Санкт-Петербурге». 1859 г.
Цветная литография. 37,9 х 57 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




Александр Николаевич БЕНУА (1870-1960) «Жизнь художника. Воспоминания» (т. 1):

«...Я ощущал, как нечто исключительно чудесное и патетическое, когда, после сравнительно короткого лета, наступала «театрально эффектная» осень, а затем «оглянуться не успеешь, как зима катит в глаза». Зима в Петербурге именно катила в глаза. В Петербурге не только наступали холода и шёл снег, но накатывалось нечто хмурое, грозно мертвящее, страшное. И в том, что все эти ужасы всё же вполне преодолевались, что люди оказывались хитрее стихии, в этом было нечто бодрящее.

Именно в зимнюю, мертвящую пору петербуржцы предавались с особым рвением забаве и веселью. На зимние месяцы приходился зимний «сезон» – играли театры, давались балы, праздновались главные праздники – Рождество, Крещение, Масленица. В Петербурге зима была суровая и жуткая, но в Петербурге же люди научились превращать её в нечто приятное и великолепное».

По сложившейся традиции площадку для бегов располагали в самом широком месте (у стрелки Васильевского острова). Но строгого регламента по размерам ипподрома не существовало, как и особых ограничений к участию в бегах. В одном забеге могли сойтись грубые крестьянские розвальни, запряжённые косматыми лошадками, и шикарные сани с чистокровными рысаками. И результат подобного соперничества мог быть любым.

Запряжённая в сани лошадь должна была бежать только рысью. За галоп следовали дисквалификация и снятие с соревнований. В качестве ограждений и своеобразного указателя направлений использовались натыканные в снег ёлочки, которые одновременно являлись и украшением зимних трасс.

Для состоятельных зрителей строились трибуны со скамьями. Попасть туда можно было только по специальным приглашениям. Простые горожане наблюдали за бегами стоя. В интересах публики прямо на льду строили самые разнообразные здания: от импровизированных трактиров до респектабельных ресторанов. Иностранцев приводило в ужас легкомыслие, с которым сотни людей выбирались на речной (не озёрный!) лёд. Причём зрители топали, прыгали и собирались в плотные кучи. Но за всё время проведения зимних бегов Нева ни разу не подвела. Ледяной панцирь был очень прочным.
Tags: 1850-е, XIX век, АВНАТАМОВ Агафон Никитич, Адмиралтейство (СПб), БЕНУА Александр Николаевич, БРЕЗЕ Николай Константинович, ГРМ, Живопись 1850-х, Живопись сер. XIX в., Зима, Зимний дворец, Лошади, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Петербург XIX века в живописи, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Простор меж небом и Невой, Ростральные колонны, ШАРЛЕМАНЬ Адольф Иосифович, Эстамп
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments