Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Адольский Иван «Портрет Екатерины I с арапчонком»

► АДОЛЬСКИЙ (Одольский) Иван-Большой Григорьевич (после 1686 (91?) - около 1758) «Портрет Екатерины I с арапчонком».1725-1726 гг.
Холст, масло. 264 x 200 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
► Неизвестный художник «Портрет Екатерины I с арапчонком». XVIII в.
Холст, масло.




Великолепная картина может служить наглядным примером того, каких успехов достиг русский мастер на пути создания барочного портрета. Всё в этом полотне помпезно, величественно. ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА, урождённая Марта Скавронская, изображена в рост гордо взирающей на зрителя сверху вниз. В правой руке она держит скипетр, левая рука покоится на короне, которую на золотой подушке подносит ей арапчонок. Парадный наряд украшен лентой и звездой ордена Святого Андрея Первозванного.

В пышном окружении (колонна, занавес, архитектурный пейзаж), чувствуется незаурядный талант Адольского-декоратора. Он уверенно передаёт фактуру тканей, умело использует цветовую гамму, построенную на сочетаниях насыщенных тонов. Правда, внимательный зритель отметит некоторую скованность позы, уплощенность фигуры.

Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, также приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца, ещё один – во дворце-музее Бад-Пирмонт (Германия).

О художнике:
АДОЛЬСКИЙ (Одольский) Иван-Большой Григорьевич (после 1686 (91?) - около 1758) – ученик и яркий представитель Московской Оружейной палаты, гравёр, живописец, учитель ряда художников первой четверти XVIII века, органично воспринявший новые идеи петровского времени. Портретист, исполнял живописные работы во дворцах.

Учился в Оружейной палате с 1681 года. В 1710 году в Москве писал портреты ПЕТРА I и князя МЕНШИКОВА. С 1712 года учил рисованию «гравировального дела» в школе при петербургской типографии, после закрытия которой в 1727 году вновь работал в Москве – при синодальной конторе. В 1727 году Иван выполнил портрет австрийской императрицы (тёти императора ПЕТРА II по матери). В 1728 возвратился в Москву. В 1735-1736 – надзиратель Оружейной палаты.

Художественную манеру Адольского отличают свободный рисунок, светотеневая лепка объёма (высветление отдельных частей формы и построение объёма на контрасте освещенных и затенённых участков), корпусная живопись, стремление передать фактурные качества поверхностей. К сожалению, работ его немного. Долгие годы «Портрет Екатерины I с арапчонком» считался едва ли не единственным известным произведением мастера.

ИВАН АДОЛЬСКИЙ и два его родных брата ГРИГОРИЙ и ИВАН МЕНЬШОЙ представляли собой своеобразную семейную мастерскую.
Tags: XVIII век, АДОЛЬСКИЙ Иван Большой, Бриллианты/алмазы, Государственный Русский музей, Екатерина I Алексеевна, Живопись 1720-х, Живопись п.п. XVIII в., Интерьер дворцовый, Исторические драгоценности/регалии, Неизвестный художник/скульптор, Орден Святого Андрея Первозванного, Оружейная палата, Портрет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments