morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Женский костюм XV-XVII вв. Художник МАКОВСКИЙ Константин Егорович (1839-1915).

► «Боярыня у окна». 1885 г. Холст, масло. 174 x 117 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
► «Боярышня у окна (с прялкой)». 1890-е гг. Холст, масло. 128 x 96 см.
Нижегородский государственный художественный музей.




Женский костюм в XV – XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Верхние рубашки шились из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами – опашень.

Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Они расшивались жемчугом и шелками. Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло).

Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам. Парадным головным убором был кокошник. Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб.

Девушки носили распущенные волосы или одну косу, в которую вплетали ленты, золотые и жемчужные нити. С древних времён у девушек головным убором был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. Вокруг головы повязывали ленту. Иногда ленту наклеивали на твёрдую прокладку. Такой убор назывался чело кичное или венец. От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб – поднизь – пряди из жемчуга с подвесками. Венец мог быть малым или большим, праздничным.

► «Боярыня». 1890-е гг. Дерево, масло. 61 x 31 см.
Частное собрание.
► «У околицы». Холст, масло.
► «Боярышня». Этюд. Холст, масло. 44 x 31 см.
Частное собрание.




► «Сваха». 1900-е гг. Дореволюционная открытка.



► «За чаем». 1914 г. Холст, масло. 75 x 64 см.
Ульяновский областной художественный музей.
► «Боярышня с подносом». Этюд к картине 1895 года «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)», находящейся в Государственном Русском музее.
Дерево, масло. 40.5 x 31.5 см.
Частное собрание.
► «Боярышня». 1884 г. Холст, масло. 36 x 25 см.
Частное собрание.


Tags: XV век, XVI век, XVII век, Жанровая живопись/скульптура/фото, Жемчуг, Живопись 1880-х, Живопись 1890-х, Живопись 1900-х, Живопись 1910-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись кон. XIX в., Живопись нач. XX в., Живопись п.п. XX в., Застолье, История костюма/причёски, МАКОВСКИЙ Константин Егорович, Прялка, Русская изба, Русские хоромы и палаты, Русский народный головной убор, Свадебные обряды, Цветы/комнатные цветы в живописи, Чаепитие/чайник/самовар
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments