Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Александр Николаевич БЕНУА (1870-1960)

БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960)
► «В немецкой слободе. Отъезд царя Петра I из дома Лефорта» 1909 г.
Бумага на картоне, темпера, гуашь, графитный карандаш. 65 х 87 см.
Частное собрание.
► «В немецкой слободе. Отъезд царя Петра I из дома Лефорта». 1911 г.
Бумага. 60 х 86 см.




В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ. «Русская история»

«...При таких условиях у ПЕТРА сложилась жизнь какого-то бездомного, бродячего студента. Он ведёт усиленные военные экзерциции, сам изготовляет и пускает замысловатые и опасные фейерверки, производит смотры и строгие учения, предпринимает походы, большие манёвры с примерными сражениями, оставляющими после себя немало раненых, даже убитых, испытывает новые пушки, один, без мастеров и плотников, строит на Яузе речную яхту со всей отделкой, берёт у ГОРДОНА или через него выписывает из-за границы книги по артиллерии, учится, наблюдает, всё пробует, расспрашивает иноземцев о военном деле и о делах европейских и при этом обедает и ночует где придётся, то у кого-нибудь в Немецкой слободе, чаще на полковом дворе в Преображенском у сержанта БУЖЕНИНОВА, всего реже дома, только по временам приезжает пообедать к матери.

Однажды в 1691 г. Петр напросился к ГОРДОНУ обедать, ужинать и даже ночевать. Гостей набралось 85 человек. После ужина все гости расположились на ночлег по-бивачному, вповалку, а на другой день все двинулись обедать к ЛЕФОРТУ. Последний, нося чины генерала и адмирала, был, собственно, министром пиров и увеселений, и в построенном для него на Яузе дворце компания по временам запиралась дня на три, по словам князя КУРАКИНА, «для пьянства, столь великого, что невозможно описать, и многим случалось от того умирать». Уцелевшие от таких побоищ с «Ивашкой Хмельницким» хворали по нескольку дней; только Пётр поутру просыпался и бежал на работу как ни в чём не бывало».

О художнике:

Александр Николаевич БЕНУА родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора Альберта Катериновича КАВОСА (1800-1863). Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества, окончил гимназию Карла Ивановича МАЯ (1820-1895), в которой он сблизился с Дмитрием Владимировичем ФИЛОСОФОВЫМ (1872-1940), Вальтером Фёдоровичем НУВЕЛЕМ (1871-1949). В 1890 г. к ним присоединились Сергей Павлович ДЯГИЛЕВ (1872-1929), музыковед Альфред Павлович НУРОК (1860-1919) и художник Леон Самойлович БАКСТ (1866-1924). Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного журнала «Мир искусства» (1898-1904).

Бенуа был одновременно и художником и теоретиком искусства, его перу принадлежат многие книги, посвящённые истории живописи и культуры вообще. В своей первой книге «История русской живописи в XIX веке» (1900-1902) и в статьях начала 1900-х гг. искусствовед подверг критике академическое искусство, эстетику Николая Гавриловича ЧЕРНЫШЕВСКОГО (1828-1889) и гражданственность живописи передвижников. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их «художественность». Он был страстным пропагандистом классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев.

В 1911 году увидел свет его «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа»; с 1910 по 1917 гг. – серийное издание «Истории живописи всех времён и народов». Капитальными трудами Бенуа являются «Русская школа живописи», «Царское Село» и «Всеобщая история живописи», которые выходили в 1904, в 1910 и в 1911 г. Последнее издание осталось незаконченным из-за изменившихся вследствие войны и революции условий жизни.

Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: «Франция эпохи короля-солнца» и «Петербург XVIII – начала XIX в.», будучи увлечён которыми Бенуа создал особый вид исторической живописи, типичной для «Мира искусства». К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и во Франции (серия «Последние прогулки Людовика XIV», 1897-1898; «Версальская серия», 1905-1906). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.

Александр Бенуа является реформатором русской театрально-декорационной живописи. Первым выступлением художника в театре стала декорация к опере Александра Сергеевича ТАНЕЕВА (1850-1918) «Месть Амура» в Придворном театре Эрмитажа в 1900 г. Как театральный декоратор и режиссёр Александр Бенуа работал для многих театров. Его первой постановкой является опера Рихарда ВАГНЕРА (1813-1983) «Гибель богов» в Мариинском театре в 1903 г. Его первый балет (либретто, декорации и костюмы) – «Павильон Армиды» Николая Николаевича ЧЕРЕПНИНА (1873-1945), созданный в 1907 г., был дан в Париже в 1909 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа Дягилева «Русские сезоны».

В 1913-1915 гг. Бенуа вместе с Константином Сергеевичем СТАНИСЛАВСКИМ (1863-1938) и Владимиром Ивановичем НЕМИРОВИЧЕМ-ДАНЧЕНКО (1858-1943) руководил Московским Художественным театром, был его заведующим художественной частью и режиссёром. С 1919 г. Бенуа был режиссёром и художником Академического театра оперы и балета и Большого драматического театра в Петрограде. Работы Бенуа-декоратора отличаются тонким чувством стиля, художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций и костюмов.

Его первой иллюстрированной книгой стал «Медный Всадник» ПУШКИНА, появившийся в «Мире искусства» в 1904 г. и вновь изданный в 1923 г., отличающийся графическим изяществом иллюстраций, созвучных пушкинским строкам. В 1905 году художник выпустил книгу «Азбука в картинах Александра Бенуа». В 1899, 1911 гг. увидели свет иллюстрации Бенуа к «Пиковой даме».

С 1912 по 1917 г. Александр Бенуа был вице-председателем «Общества защиты памятников искусства», с 1918 г. – членом Коллегии по делам музеев при Народном Комиссариате; в 1918-1926 гг. – заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, в качестве которого произвёл полную и более рациональную перегруппировку музейных ценностей; принимал непосредственное участие в реорганизации Русского музея.

В 1923 году Бенуа работал в Александринском театре, с 1919 по 1926 г. в Большом Драматическом театре в Петрограде.

В 1926 г. художник эмигрировал во Францию, работал над эскизами декораций и костюмов в театрах Франции, Италии и других стран. Особенно много оперных и балетных постановок Александр Бенуа создал для «Ла Скала» в Милане.

В 1934 г. Бенуа написал книгу мемуаров «Мои воспоминания». В 1955 – «Александр Бенуа размышляет...» (статьи и письма 1917-1960 гг.).
Tags: XVII век, БЕНУА Александр Николаевич, Биографии, Живопись 1900-х, Живопись 1910-х, Живопись нач. XX в., Иллюстрации книжные/к произведениям, Ключевский Василий Осипович, Лефорт Франц Яковлевич, Лошади, Москва/область, Немирович-Данченко Василий Иванович, Пётр I Алексеевич, Станиславский Константин Сергеевич, Театр (архитектура/интерьер), Театр (музыка/сценическое искусство), Утро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments