morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Насильный постриг

► МАТВЕЕВ Николай Сергеевич (1855-1939) «Против воли постриженная». 1887 г.
Холст, масло. 214 x 174 см.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.




Церковная традиция всегда базировалась на тезисе о добровольности пострига. Но многие монастыри имели печальную репутацию мест, где совершали насильный постриг знатных женщин и мужчин. Одной из них была Соломония Юрьевна САБУРОВА. Муж ВАСИЛИЙ III обвинил её в бесплодии и, чтобы жениться вторично, велел насильно постричь. Соломония энергично сопротивлялась постригу и, проклиная род Василия III, растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван ШИГОНА «ударил её бичом». После того как Шигона сказал, что пострижение производится по воле государя, Соломония смирилась со своей участью. Обычай насильного пострижения в монахини продолжил сын Василия III, ИВАН IV ГРОЗНЫЙ. По его повелению пострадали не только его жёны, но и супруги старшего сына.

Монастырские стены стали пристанищем для многих дочерей князей и бояр, семьи которых давали монастырю внушительные средства на содержание своих родственниц. Насильный постриг могли «организовать» по политическим причинам, например, для нежелательных претендентов или претенденток на престол, и как наказание за «плохое» поведение, и просто после семейной ссоры. Поскольку в православии развода не существовало, муж ссылал жену в монастырь, если хотел взять новую.

О подобных случаях рассказал Адам ОЛЕАРИЙ (1599-1671), описавший своё путешествие в Московию:

«Если супруги надоедят друг другу и не могут более жить в мире и согласии, то исходом из затруднения является то, что один из супругов отправляется в монастырь. Если так поступает муж, оставляя [...] свою жену, а жена его получит другого мужа, то первый может быть посвящён в попы, даже если он раньше был сапожником или портным. Мужу также предоставляется, если жена его оказывается бесплодною, отправлять её в монастырь и жениться через шесть недель на другой. Примеры подобного рода даны и некоторыми из великих князей, которые, не будучи в состоянии произвести со своими супругами на свет наследника или получая лишь дочерей от них, отправляли жён в монастыри и женились на других. Так сделал тиран Иван Васильевич, который насильно отправил в монастырь свою супругу Соломонию после того, как, проведя 21 год в брачной жизни с нею, не мог прижить детей; он затем женился на другой, по имени Елена, дочери Михаила [Василия] ГЛИНСКОГО. Первая супруга, однако, вскоре за тем родила в монастыре младенца-сына, как о том подробнее рассказано у ГЕРБЕРШТЕЙНА и у Тиллемана БРЕДЕНБАХА. Точно так же, если муж в состоянии сказать и доказать о жене что-либо нечестное, она должна давать постричь себя в монахини. При этом мужчина часто поступает скорее по произволу, чем по праву. Рассердившись на жену по одной лишь подозрительности или по другим недостойным побуждениям, он за деньги нанимает пару негодяев, которые с ним идут к судье, обвиняют и свидетельствуют против его жены, будто бы они застали её при том или ином проступке или блуде; этим способом – особенно если ещё обратиться за содействием к копейкам – достигают того, что добрая женщина, раньше чем она успеет собраться с мыслями, уже должна надеть платье монахини и против воли идти в монастырь, где её оставляют на всю её жизнь. Ведь тот, кто раз уже дал себя посвятить в это состояние и у кого ножницы прошлись по голове, более не имеет права выйти из монастыря и вступить в брак».

Особенно печальна была участь девушек из царской фамилии. Согласно сословным законам, на дочери царя мог жениться только представитель другой монаршей династии, а таких женихов хватало далеко не всем дочерям Рюриковичей и Романовых, так что в какой-то момент их ожидал неизбежный постриг, порою – насильный. Но в любом случае родовитые и богатые женщины, даже уже будучи монахинями, сохраняли свой высокий социальный статус. Для таких «монахинь поневоле» порой строились отдельные кельи и храмы, при них оставалась прислуга, а иногда и целый двор.

История знает бесчисленное количество историй насильного пострига, а о наказаниях за них – умалчивает. По сведениям А. Ракитина, в 1623 г. за преступный постриг в монашество своей супруги боярский сын Фёдор СЕМЕНСКИЙ очутился в тюрьме при Соловецком монастыре (А. РАКИТИН, интернет-проект «Загадочные преступления прошлого»).

Многое зависело от упорства самого насильнопостригаемого. Если ему удавалось противостоять совершению обряда над ним или после этого довести до сведения епархиальных властей о насилии, то были шансы добиться отмены пострига и вернуться в мирское состояние. Например, в 1763 г. в Далматов пришёл указ Синода расследовать случай насильного пострига в этом монастыре вдового дьячка Стефана Сильвестрова. Инициатором этого разбора стал сам дьячок, который выпросил у монастыря отпуск на 4 месяца для устройства своих домашних дел (у него остались 4 детей), и, когда этот срок истёк, подал прошение в Синод. В прошении он объявил, что был пострижен насильно в 1761 г., что его держали в железах для этого, и что он не хочет возвращаться в монастырь. Синод приказал расследовать это дело тем же монастырским властям, которые и допустили злоупотребление.

В 1740 г. дети казнённого Артемия Петровича ВОЛЫНСКОГО – две дочери и сын – были сосланы на вечное поселение в Сибирь. Дочери были пострижены. После смерти АННЫ ИОАННОВНЫ и свержения БИРОНА АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА одним из первых пересмотрела дело Волынского и повелела детей его вернуть в столицу (в феврале 1741). В 1742 г. им было возвращено доброе имя и состояние, с дочерей сняли монашеский чин и выдали замуж.

► ЛЕБЕДЕВ Клавдий Васильевич (1852-1916) «Насильственный постриг». 1896 г.
Холст на картоне, масло. 29 х 35,5 см.
Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва.



Tags: Василий III, Волынский А.П., ГМИР, Живопись 1880-х, Живопись 1890-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись кон. XIX в., Иван IV, Интерьер храмовый/монастырский, Картина в картине, ЛЕБЕДЕВ Клавдий Васильевич, МАТВЕЕВ Николай Сергеевич, Олеарий А., Русское царство, Соломония Сабурова (жена Василия III), Страшный суд (икона)
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments