morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Аксельбанты

Аксельбанты (эксельбанты) – плетеные шнуры с наконечниками, которые носят на плече военные. Название произошло от немецкого «Achselband» – наплечный шнур.

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910) «Война и мир»:
«Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом».

Марья Фёдоровна КАМЕНСКАЯ (1817-1898) «Воспоминания» (1894 г.):
«Незадолго до свадьбы Лизанька опять стала приставать к жениху:«Митя, голубчик! Отчего у тебя нет эксельбантов? Это так мило! Сделай так, чтобы тебе их дали!» – «Ты хочешь, чтобы я был адъютантом, глупышка ты моя?» – «Хорошо, буду и адъютантом!» И точно, к свадьбе он был назначен в чьи-то адъютанты».

► АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817-1900) «Портрет Михаила Тариэловича Лорис-Меликова (1825-1888)». 1888 г.
Холст, масло.
Государственный литературный музей, Москва
► ВАРНЕК Александр Григорьевич (1782-1843) «Портрет графа Владимира Степановича Апраксина (1796-1833)». 1812 г.
Холст, масло. 62 х 49 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.




Существует несколько версий происхождения наплечных шнуров. По первой – аксельбанты с глубокой древности являлись фуражными верёвками с наконечниками для быстрого затягивания петель на возах с сеном или провиантом. По второй версии, аксельбанты – мерные шнуры средневековых строителей с металлическими наконечниками, предназначенными для нанесения пометок. Существует также мнение, что это был моток фитиля, который на плече носили стрелки, вооружённые фитильными мушкетами.

Согласно другой, самой романтической версии, происхождение аксельбантов восходит к XVI в., времени борьбы за независимость Нидерландов от испанского владычества. Когда один из нидерландских полков перешёл от герцога Альбы на сторону своих соотечественников, разъярённый герцог приказал вешать каждого, кто попадёт в плен из этого полка. Тогда, в знак презрения к испанцам, весь мятежный полк начал носить с собой веревки, а по окончании войны аксельбанты стали знаком отличия.

Аксельбант впервые появился в вооружённых силах Западной Европы в середине XVII века. В русской армии аксельбанты появились в середине XVIII в. В 1763 году для различия полков пехоты были введены аксельбанты для мушкетёрских и гренадерских батальонов. Шнуры располагались только на правом плече. Их сплетали из золотых, серебряных или мишурных нитей (аксельбант офицерских мундиров был позолоченный или посеребрённый, солдатских – нитяной). Их носили генералы, адъютанты всех родов войск, офицеры Генерального штаба, Корпуса топографов, жандармы и фельдъегеря.

На наконечниках шнуров в русской армии помещался вензель того императора, при котором получено звание, позволяющее носить аксельбанты. На портретах обычно трудно разглядеть эту гравировку, ориентироваться можно лишь по вензелю на эполетах и погонах.

► РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) «Портрет великого князя Константина Константиновича Романова (1858-1915)». 1891 г.
Холст, масло. 93 x 76 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► КАВЕРИН И. «Портрет московской купчихи Т.А. Тарасовой». 1848 г.
Холст, масло.
Государственный исторический музей, Москва.


Купчиха держит в руке вирку-рогатку, которую использовали для плетения шнуров (в том числе, аксельбантов).



При ПАВЛЕ I аксельбант был простой формы, крепился по плечевому шву, который был завален на спину, и висел фактически за плечом. При АЛЕКСАНДРЕ І крепление переместилось на середину плеча. Поначалу аксельбант просто свисал с плеча, но со временем одно из колец стали крепить к пуговице мундира. Чем ближе к Отечественной войне 1812 года, тем более вычурным выглядел аксельбант – значительно увеличились и «погончик», и плетень (плетёная часть). Так постепенно он стал украшением не плеча, а передней части мундира.

В современной армии аксельбанты полагаются всему личному составу, участвующему в парадах или находящемуся в почётном карауле.

► БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825) «Портрет неизвестного генерала из семьи Бенкендорф». Середина 1800-х гг.
Холст, масло. 78 x 65 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
► ХУДОЯРОВ Василий Павлович (1829/31-1891) «Портрет великого князя цесаревича Александра Александровича (1835-1884)». Конец 1870-х - начало 1880-х гг.
Холст, масло. 88,2х75 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.
► ЭТЛИНГЕР (Эристова) Мария Васильевна (1857-1934) «Портрет великого князя Николая Михайловича (1859-1919)». 1882 г.
Бумага, акварель, цветной и графитный карандаш, пастель, лак. 56,5х43 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.


Tags: XVIII век, АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович, Александр III, Апраксины, БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич, Бенкендорфы, ВАРНЕК Александр Григорьевич, ГИМ, ГЛМ, ГТГ, ГЭ, Живопись 1800-х, Живопись 1810-х, Живопись 1840-х, Живопись 1870-х, Живопись 1880-х, Живопись 1890-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись кон. XIX в., Живопись нач. XIX в., Живопись сер. XIX в., Константин Константинович (К.Р.), Купечество, Литература/цитаты, Лорис-Меликов М.Т., Нидерланды/Голландия, Николай Михайлович (внук Николая I), Орден Белого Орла, Орден Святого Александра Невского, Орден Святого Андрея Первозванного, Орден Святого Владимира, Орден Святого Георгия/Георгиевский крест, Орден Святого Станислава, Орден Святой Анны, Портрет, РЕПИН Илья Ефимович, СГХМ им. Радищева, Толстой Л.Н., Форма/доспехи/оружие, ХУДОЯРОВ Василий Павлович, ЭТЛИНГЕР Мария Васильевна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments