Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Особняк барона Штиглица

ПРЕМАЦЦИ Луиджи (Людвиг Осипович, 1814-1891)
► «Белая гостиная». 1870 г. Бумага, акварель, белила. 37,5 x 48,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.




Роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге (дом № 68) был построен в 1859-1862 гг. архитектором Александром Ивановичем КРАКАУ для Александра Людвиговича ШТИГЛИЦА (1814-1884), крупнейшего финансового деятеля России, управляющего Государственного банка России. Одним из финансовых проектов Штиглица было строительство Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом. Он был инициатором создания Центрального училища технического рисования и музея при нём.

Известному итальянскому художнику Луиджи ПРЕМАЦЦИ было поручено запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал 17 акварелей, в которых очень точно передал малейшие детали интерьера. В отделке особняка использовались драпировки, золочёная лепка и резьба. Парадные помещения гармонично дополнены каминами, в отделке которых использованы скульптурные элементы, цветной и белый сорта мрамора.

Анфиладу парадных помещений вдоль Невы открывал Белый зал, украшенный кариатидами. За ним располагалась Парадная приёмная, украшенная двумя полотнами мюнхенских пейзажистов братьев Альберта и Рихарда ЦИММЕРМАНОВ. Небольшая проходная комната вела в Голубую гостиную с камином из белого мрамора и плафоном «Амур ведёт Психею на Олимп» немецкого художника Ганса фон МАРЕ.

► «Голубая гостиная» 1870 г. (?). Бумага, акварель, белила. 37,2 x 48,3 см.



Проходная гостиная соединялась со столовой. В ней хранилась три полотна, одно из которых («Двор с гротом в мюнхенской королевской резиденции» работы Ганса фон МАРЕ) сейчас находится в Эрмитаже. Две картины для особняка были написаны в мастерской Карла фон ПИЛОТТИ. В художественном собрании банкира были работы и таких немецких живописцев как Ансельм ФЕЙЕРБАХ, Альберт Генрих БРЕНДЕЛЬ.

Все эти картины были не просто частью коллекции. Они специально заказывались для конкретных залов, являлись полноценными и неотъемлемыми деталями интерьера. Кроме картин в доме Штиглица хранилась коллекция гобеленов и шпалер.

Самый большой зал во дворце – танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами. В концертном зале в медальонах размещены портреты композиторов. На первом этаже находились жилые покои хозяев.

► «Танцевальный зал». 1870 г. Бумага, акварель, белила. 39,9 x 54,4 см.



► «Концертный зал». 1870 г. (?). Бумага, акварель, белила. 32,6 x 43,8 см.



Не имея своих детей, Александр Людвигович удочерил девочку, внебрачную дочь великого князя МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА, – Надежду Михайловну ИЮНЕВУ. Она вышла замуж за члена Государственного Совета А.А. ПОЛОВОЦОВА. После смерти отца в 1884 г. Надежда унаследовала особняк на Английской набережной и спустя три года продала его великому князю ПАВЛУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ (младшему сыну АЛЕКСАНДРА II) за 1 600 000 рублей золотом.

► «Библиотека». 1870 г. (?). Бумага, акварель, белила. 35,4 x 45,8 см.



► «Гостиная». 1870 г. (?). Бумага, акварель, белила. 34,5 x 43 см.



► «Золотая гостиная». 1870 г. (?). Бумага, акварель, белила, лак. 34,2 x 44,5 см.



► «Кабинет баронессы». 1870 г. (?). Бумага, акварель, белила. 35 x 48 см.



► «Мавританский зал». Бумага, акварель, белила. 1871 г. 39,9 x 54,9 см.



► «Парадный кабинет». 1869 г. Бумага, акварель, белила. 37,5 x 49 см.




► «Столовая». 1870 г. (?). Бумага, акварель, белила. 34,7 x 47,3 см.



► «Столовая для обедов». 1869 г. Бумага, акварель, белила. 35,3 x 45,7 см.


Tags: 1860-е, 1870-е, Библиотека, Вторая половина XIX века, ГЭ, Живопись 1860-х, Живопись 1870-х, Живопись вт. пол. XIX в., Зеркало, Интерьер дворцовый, КРАКАУ Александр Иванович, Михаил (сын Павла I), ПРЕМАЦЦИ Луиджи, Павел (сын Александра II), Петербург/Петроград/Ленинград/область, Печи/камины, Свечи, Штиглиц А.Л.
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments