Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Плакат «Родина-мать зовёт!»

Советский агитационный плакат «Родина-мать зовёт!» создан в июле 1941 г. Автор плаката – ТОИДЗЕ Ираклий Моисеевич (1902-1985). По признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, его супруга Тамара вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник тут же принялся делать наброски будущего шедевра.



Сын Ираклия Моисеевича вспоминает: «Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица... Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей... Видимо, выражение лица у неё было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»... Мама стояла у окна и позировала. У неё то и дело затекала поднятая вверх рука». «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщённый. Мать очень красивая была, но отец упростил её образ, сделал понятным всем…».

Ираклий ТОИДЗЕ через много лет после окончания Великой Отечественной войны рассказывал историю, услышанную от знакомого фронтовика. Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять своё подразделение. И тут вражеская пуля достала его. Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков.

В книге Виктора СУВОРОВА «День «М»» приводится предположение о том, что плакат был создан до войны и разослан большим тиражом в секретных пакетах по военным комиссариатам в декабре 1940 г. с указанием вскрыть в день «М». Никаких документально подтверждённых доказательств автором не приводится. К подобному предположению следует относиться как к художественной фантазии, не имеющей конкретного исторического подтверждения. Зато совершенно точно известно, что самый ранний из сигнальных экземпляров, хранящихся в Российской государственной библиотеке, датирован 4 июля 1941 года.

Текст военной присяги на плакате гласит:

«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.
Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».

► КАРТАШЕВ Л. «Москва, 1941-й год». 1983 г.



► ПРИСЕКИН Сергей Николаевич (1958-2018) «Портрет А.В. Александрова». 2008 г.
Холст, масло.



► КОРЖЕВ Гелий Михайлович (1925-2012) «В дни войны». 1952-1954 гг.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.



► СЕВОСТЬЯНОВ Геннадий Кириллович (1938-2003) «Тревожный 1941 г.». 2002 г.
Холст, масло. 120 х 90 см.
Частная коллекция.



► ЖАБСКИЙ Алексей Александрович (1933-2008) «1941 год. У военкомата». 1990 г.
Холст, масло. 100 x 126 см.



► ТИТОВ Владимир Герасимович (1921-1997) «Письма». 1970 г.



► ШЕРСТНЁВ Василий Алексеевич (р. 1958) «1941 год».



► НЕСТЕРКОВ Владимир Евгеньевич (1959) «Хорошие вести августа 1943 года». 2011 г.



► САВОСТЬЯНОВ Фёдор Васильевич (1924-2012), соавторы Б.В. Котик, Н.М. Кутузов, К.Г. Молтенинов, В.И. Селезнев, Ю.А. Гариков, Л.В. Кабачек. «Прорыв блокады Ленинграда». Фрагмент диорамы.

Tags: 1940-е, Александров А.В./Ансамбль песни и пляски, Вторая мировая/Великая Отечественная, ГМИ Узбекистана, ЖАБСКИЙ Алексей Александрович, Железная дорога/вокзалы, Живопись 1940-х, Живопись 1950-х, Живопись 1970-х, Живопись 1980-х, Живопись 1990-х, Живопись ХХI в., Живопись вт. пол. XX в., Живопись кон. XX в., Живопись сер. XX в., Интерьер СССР, КОРЖЕВ Гелий Михайлович, Картина в картине, Лошади, Медицина, ПРИСЕКИН Сергей Николаевич, Плакат, СЕВОСТЬЯНОВ Геннадий Кириллович, Середина XX века, ТИТОВ Владимир Герасимович, ТОИДЗЕ Ираклий Моисеевич, Цветы/комнатные цветы в живописи, Эпоха СССР, Эстамп
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments