Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Встреча писателей на квартире у А.М. Горького 26 октября 1932 г.

► ЯР-КРАВЧЕНКО Анатолий Никифорович (1911-1983), ЗАРУБИН Алексей Петрович (1913-?) «Ответственность на вас». 1960 г.
Холст, масло.
Государственный литературный музей, Москва.


На картине изображены (слева направо): Н. Пешкова, Н. Погодин, Ф. Гладков, Вяч. Шишков, Л. Сейфуллина, А. Толстой, К. Федин, А.М. Горький, П. Павленко, А. Малышкин, С. Сергеев-Ценский, М. Пришвин, О. Форш, А.Серафимович, В. Катаев, Вс. Иванов, Л. Никулин, В. Герасимова, М. Шолохов, Н. Никитин, С. Маршак, Вл. Бахметьев, А. Фадеев, Н. Тихонов, Н. Огнев, А. Сурков, К.Чуковский, Э. Багрицкий, Ф. Панферов, В. Ермилов, Ю. Либединский, М. Чумандрин, К.Зелинский, А. Афиногенов.

И.В. Сталин на картине не изображён.



И.В. СТАЛИН любил на квартире у А.М. ГОРЬКОГО встречаться с писателями в неформальной обстановке. Вот как описывает одну из таких встреч писатель Корнелий ЗЕЛИНСКИЙ:

«Сталин – человек среднего роста, не очень плотный и отнюдь не военно-монументальный, как его изображают в гипсовых бюстах. Это ещё вполне крепкий человек, почти без седины; волосы чуть начинают сереть на висках, но ещё тёмные и густые. Когда Сталин говорит, он играет перламутровым перочинным ножичком, висящим на часовой цепочке под френчем. Сталин, что никак не передано в его изображениях, очень подвижен.

Сталин поражает своей боевой снаряжённостью. Чуть что, он тотчас ловит мысль, могущую оспорить или пересечь его мысль, и парирует её. Он очень чуток к возражениям и вообще странно внимателен ко всему, что говорится вокруг него. Кажется, он не слушает или забыл. Нет, он всё поймал на радиостанцию своего мозга, работающую на всех волнах. Ответ готов тотчас, в лоб, напрямик. Да или нет. Он всегда готов к бою. Сталин говорит очень спокойно, медленно, уверенно, иногда повторяя фразы. Он говорит с лёгким грузинским акцентом. Сталин почти не жестикулирует. Сгибая руку в локте, он только слегка поворачивает ладонь ребром то в одну, то в другую сторону, как бы направляя словесный поток. Иногда он поворачивается корпусом в сторону подающего реплику. Его ирония довольно тонка. Сейчас это не тот Сталин, который был в начале вечера, Сталин, прыскающий под стол, давящийся смехом и готовый смеяться. Сейчас его улыбка чуть уловима под усами. Иронические замечания отдают металлом. В них нет ничего добродушного. Сталин стоит прочно, по-военному».

Именно на этой встрече с 50-ю советскими писателями, состоявшейся на квартире у ГОРЬКОГО в доме на Малой Никитской 26 октября 1932 года, И.В. СТАЛИН уважительно назвал писателей «инженерами человеческих душ». Подробная запись-свидетельство К. Зелинского о той многочасовой встрече опровергает позднейшие домыслы антисталинистов, отказывающие И.В. Сталину в авторстве этого афоризма и бездоказательно и произвольно приписывающие его почему-то Юрию ОЛЕШЕ… Речь Сталина была выслушана с большим вниманием: «Вы – инженеры человеческих душ! На вас лежит ответственность, чтобы люди отдавали свои силы построению самого передового строя в мире – социализма и защите его от всяких завоевателей».

Вождь говорил о намерении создать Союз писателей СССР, о творческих задачах, которые будут стоять перед этим союзом, о его материальной базе. Говоря о методе соцреализма, Сталин сказал: «Художник должен правдиво показать жизнь. А если он будет правдиво показывать нашу жизнь, то в ней он не может не заметить, не показать того, что ведёт её к социализму. Это и будет социалистический реализм». Говоря о творческих задачах, он обратил внимание писателей на вопрос о пьесах: «… пьесы нам сейчас нужнее всего. Пьеса доходчивей. Наш рабочий занят. Он восемь часов на заводе. Дома у него семья, дети. Где ему сесть за толстый роман? Пьесы сейчас – тот вид искусства, который нам нужнее всего. Пьесу рабочий легко просмотрит. Через пьесы легко сделать наши идеи народными, пустить их в народ». Говоря о материальной базе будущего писательского союза, И.В. Сталин информировал писателей, что будет построен в Москве Литературный институт («Вашего имени, Алексей Максимович»), писательский городок с гостиницей, столовой, библиотекой...

На этой встрече выступили А.М. ГОРЬКИЙ (председательстующий), И. ГРОНСКИЙ, Л. АВЕРБАХ, Л. СЕЙФУЛЛИНА, В. ИВАНОВ, М. КОЛЬЦОВ, Г. НИКИФОРОВ, Л. НИКУЛИН и другие.

По воспоминаниям заведующего сектором художественной литературы отдела ЦК ВКП(б) В. КИРПОТИНА, присутствовавшего на этом вечере, бестактно повёл себя сибирский писатель Владимир ЗАЗУБРИН, который стал откровенно славословить Сталина: «Вы ходите в простых брюках и в простом костюме, у вас рябина на лице, но при вашей скромности и неброскости вы великий человек». То же отражает в своих записях К. Зелинский, характеризуя выступление В. Зазубрина, как «очень странное». Зазубрин сказал, что у И.В. Сталина не было никакого рефлекса на величие: «Когда академик Иван ПАВЛОВ в Риме на конгрессе сидел рядом с МУССОЛИНИ, он заметил о его подбородке: вот условный рефлекс на величие». Затем пошло сравнение И.В. Сталина с Муссолини и предостережение тем, кто хочет рисовать И.В. Сталина, как и других членов Политбюро, «как членов царской фамилии, с поднятыми плечами»…

По рассказу В. Кирпотина, лицо И.В. Сталина сделалось непроницаемым: такую очевидную «лесть», к тому же задевающую изъяны его внешности, он не принял. Зелинский пишет: «Трудно было придумать что-то более бестактное, чем сравнение большевистского лидера с главой итальянских фашистов. И.В. Сталина это задело, он сидел насупившись. Павленко сказал мне шепотом: «Вот и позови нашего брата. Бред!»».

Ещё один неприятный инцидент произошёл во время ужина у А.М. Горького в тот же день. Поэт В. ЛУГОВСКОЙ стал произносить пышный тост «за здоровье товарища Сталина». Вождь не принял и этой откровенной лести: сидел с каменным лицом. Увидев его реакцию, поэт осекся. «И вдруг изрядно охмелевший Г. НИКИФОРОВ встал и закричал на весь зал – воистину, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке: «Надоело! Миллион сто сорок семь тысяч раз пили за здоровье товарища Сталина! Небось, ему это даже надоело слышать… И.В. Сталин тоже поднимается. Он протягивает через стол руку Никифорову, пожимает его концы пальцев: «Спасибо, Никифоров, правильно. Надоело это уже».

И это не была поза. И.В. Сталин действительно нередко уставал от собственного обожествления. И он не раз давал отпор подхалимам и льстецам: известно, что однажды он резко пресёк неумеренное восхваление со стороны таджикского поэта А. ЛАХУТИ.

А в основном эта первая встреча, как и последующие регулярные неформальные встречи «у Горького», прошла в непринуждённом общении писателей с И.В. Сталиным. В перерыве и в спор вступали с ним, и закидывали вопросами, а во время ужина – вместе пели песни и решали «проклятые» вопросы быта…
Tags: 1930-е, XX век, Багрицкий Эдуард Георгиевич, Горький Максим, Живопись 1960-х, Живопись вт. пол. XX в., ЗАРУБИН Алексей Петрович, Застолье, Иванов Всеволод Вячеславович, Интерьер СССР, Картина с путеводителем, Катаев Валентин Петрович, Литература/цитаты, Маршак Самуил Яковлевич, Никитин Николай Николаевич, Никулин Лев Вениаминович, Пришвин Михаил Михайлович, Серафимович Александр Серафимович, Сергеев-Ценский С.Н., Сталин И.В./сталиниана, Сурков Алексей Александрович, Тихонов Николай Семёнович, Толстой Алексей Николаевич, Фадеев Александр Александрович, Форш Ольга Дмитриевна, Чаепитие/чайник/самовар, Чуковский Корней Иванович, Шишков Вячеслав Яковлевич, Шолохов Михаил Александрович, Эпоха СССР, ЯР-КРАВЧЕНКО Анатолий Никифорович
Subscribe

Posts from This Journal “Картина с путеводителем” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments