morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Апостол и евангелист Марк († 63).

► «Апостол Марк». XVIII в.
Дерево, темпера. 41,5 x 35,5 см.
Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
► «Марк апостол (из деисусного чина)». XIV в., Греция.
Дерево, левкас, темпера.
Византийский музей в Афинах.




Из Жития апостола и евангелиста МАРКА († 63).

Святой Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян 12. 12), был апостолом от 70-ти. Господь избрал из среды Своих последователей, сверх 12 апостолов, ещё 70. Им была дана сила исцелять болезни и творить чудеса, которые свидетельствовали о Божественном характере проповедуемого учения и были могучим средством обращения народов.

Апостол родился в Иерусалиме. Его мать Мария была одной из жён-мироносиц, а их дом примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит Церковное Предание, в ночь Крестных страданий Христа Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк 14. 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для апостолов.

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Апостолы проповедовали Евангелие, создавали церковные общины, исцеляли людей. Апостол Марк основал Церковь в Египте, был первым епископом Александрии, проповедовал в Ливии, Центральной Африке.

Известие о том, что апостол Пётр арестован и находится в тюрьме в Риме, застало апостола Марка в Эфесе. Вместе со святителем Тимофеем, эфесским епископом, он немедленно отправился в Рим. Там апостол Марк навещал апостола Петра и подолгу беседовал с ним. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Исследователи отмечают важную особенность Евангелия от Марка: оно написано для христиан из язычников, а не из иудеев. Поэтому главное внимание в этом Евангелии уделяется словам и делам Христа, которыми Он наглядно демонстрирует, что является не только Человеком, но и Богом.

Апостол Марк, первый епископ Александрийской Церкви, был и первым её мучеником. Язычники напали на апостола во время богослужения, избили, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Утром разъярённая толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 63 года.

Иконография.

В IX-X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться сидящими за столиком (пюпитром) с книгами, свитками и письменными принадлежностями, размышляющими над текстом, читающими или записывающими.

Наибольшее распространение получили образы апостола Марка, пишущего Евангелие, в этой композиции он часто изображается со своим символом – львом. Апостол согласно традиции изображается мужчиной средних лет с короткими тёмными волосами и бородой, в хитоне, гиматии, сандалиях. Как апостол от 70-ти нередко он предстает в омофоре. Иконография стоящего евангелиста Марка встречается реже. Как правило, он держит в левой руке Евангелие или свиток. Апостол может изображаться со своим учителем апостолом Петром или с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текстов.

Различные варианты иконографии апостола Марка, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах под куполом. С XIV века изображения евангелистов помещаются на Царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции, а также изображаться на драгоценных окладах Евангелий.

► БАСИН Пётр Васильевич (1793-1877) по картонам БРЮЛЛОВА Карла Павловича (1799-1852). Мозаичисты ЛАВЕРЕЦКИЙ Иван Акимович (1840-1911), ПЕЛЕВИН Иван Андреевич (1840-1917), ФРОЛОВ Александр Никитич (1830-1909). «Евангелист Марк». 1887-1896 гг.
Цветная смальта. 16 кв. м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург.


Мозаичная икона расположена в парусе северо-восточного пилона главного купола. Евангелист Марк изображён сидящим, правой рукой он придерживает раскрытую книгу, левая рука отведена в сторону. Он облачён в белый хитон и тёмно-фиолетовый гиматий. Слева изображён крылатый лев, справа – три головки Херувимов с потиром над ними. Икона выполнена римским методом набора мозаики в мастерской Академии художеств.



► ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855) «Св. евангелист Марк со львом». 1842-1844 гг.
Патинированная бронза, литьё. Высота 3,55 м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Скульптура расположена на вершине западного фронтона.


Евангелист Марк изображён сидящим, левой рукой он держит Евангелие, правой рукой – перо. В раскрытой книге видны первые строки Евангелия: «Зачало евангелиа Иисуса Христа, Сына Божия». Святой облачён в хитон и перекинутый через плечо гиматий. Позади и с левой стороны сидит лев с раскрытой пастью и пышной гривой. Лицо евангелиста обращено ко льву.



► «Лев, символ апостола Марка».
Консоль юго-западной угловой колонки церкви-часовни св. Василия Великого на ВВЦ (ВДНХ) в Москве (2011, архитектор А.Н. ОБОЛЕНСКИЙ).
► «Св. евангелист Марк». Фрагмент иконы «Минея на апрель». 1-я пол. XVIII в.
Дерево, темпера.
Сампсониевский собор, Санкт-Петербург.


Евангелист Марк изображён в рост, с лёгким поворотом вправо, голова повёрнута в сторону правого плеча. Облачён в красный хитон и гиматий тёмно-зелёных тонов, положенный на сгиб левой руки. Ноги босые. Правая рука поднята, ладонь раскрыта к зрителю, в правой руке держит закрытое Евангелие в тёмно-синем переплёте, с орнаментированной верхней доской, которая обращена к зрителю. Голова осенена золотым нимбом.



► «Апостол и евангелист Марк».
Горельеф на створках врат центрального портала западного фасада Храма Христа Спасителя в Москве.
► «Апостол Марк». XVI в.
Бумага, темпера, доска XIX в. Средник 18,1 х 11,3 см, доска 23,8 х 17,2 см. (Лист бумаги с темперной живописью вклеен в ковчег цельной сосновой доски XIX в., скреплённой несквозной дубовой шпонкой. Лист обрезан со всех сторон вместе с небольшой частью самой миниатюры).
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Москва.


Евангелист Марк сидит в трёхчетвертном повороте вправо. Ножом с голубым лезвием и красной рукоятью он очинивает белый калам. За спиной Марка стоит Премудрость, её нимб звездчатый, из пересекающихся зелёного и голубого ромбов с вогнутыми сторонами, обведёнными белилами. В её правой руке коричневый жезл, отчеркнутый белилами, левая рука, в двуперстии, вытянута в сторону лежащего перед Марком на пюпитре Евангелия с зелёно-голубым обрезом. Текст на развороте книги, не являющийся началом Евангелия от Марка, указывает на то, что миниатюра принадлежала рукописи Евангельских чтений. Данный текст не имеет точных соответствий в этом Евангелии, где неоднократно упоминаются события, имевшие место в субботний день. Скорее всего, здесь имеется в виду начало шестой главы Евангелия от Марка (Зач 1. 2), где возникает образ Премудрости: «И изыде оттуду, и прииде в отечество свое, и понем идоша ученицы его. И бывшей субботе, начат на сонмище учити, и мнози слышащии дивляхуся, глаголющи: откуда Сему сия, и что премудрость даная ему». Оригинальной деталью иконы является письменный прибор с круглыми и ромбическим отверстиями.



► «Евангелист Марк».
Остатки росписи восьмерика церкви Михаила Архангела (1892 г.) в селе Крапивна Климовского района Брянской области.



Tags: I век, БАСИН Пётр Васильевич, Библейские сюжеты, ВИТАЛИ Иван Петрович, Духовенство, Египет, Живопись 1840-х, Живопись 1850-х, Живопись XIII в., Живопись XIV в., Живопись XVI в., Живопись кон. XIX в., Живопись сер. XIX в., Иерусалим, Исаакиевский собор, Италия, ЛАВЕРЕЦКИЙ Иван Акимович, Львы, Минейные иконы, Мозаика, ПГОИАХМЗ, ПЕЛЕВИН Иван Андреевич, Православный календарь, Рим, Сампсониевский собор, Св. ап. Марк, Св. ап. Пётр/храмы, Святые/иконопись/иконописцы, Скульптура 1840-х, ФРОЛОВ Александр Никитич, Храм Христа Спасителя/Дворец Советов, ЦМДКИ им. Рублёва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments