morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Михаил Лермонтов. «Страшный суд» из храма Рождества Богородицы в селе Подмоклово.

► ЗАХАРОВ-ЧЕЧЕНЕЦ Пётр Захарович (1816-1846) «М.Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка». 1834 г.
Холст, масло.


Портрет, как свидетельствует А.М. МЕРИНСКИЙ, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Елизавета Алексеевна АРСЕНЬЕВА (1773-1845) заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. Поэт изображён в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.
Портрет работы академика живописи Петра ЗАХАРОВА признан одним из лучших и достоверных из 14 прижизненных портретов поэта (М. ВАХИДОВА). После депортации чеченцев в 1944 г, в опалу попал и единственный художник-чеченец XIX века, Пётр Захаров. Картина была приписана Филиппу Осиповичу БУДКИНУ (1806-1850).



► Внешний вид церкви Рождества Богородицы в с. Подмоклово. 1914 г.
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
► «Страшный суд». Фреска.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург. Происходит из храма Рождества Богородицы в селе Подмоклово Московской области.




Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово строилась с 1714 по 1722 на средства владельца усадьбы Григория Фёдоровича ДОЛГОРУКОВА (1657-1723). Храм был освещён в 1754 г. при его внуке Николае Сергеевиче. Архитектором на начальном этапе был Лоренц фон ФИКИН, основные работы по строительству выполнены Андреем ШУЛЬЦОМ. Двусветную ротонду венчают световой барабан, высокий купол с люкарнами и фонарём. Храм украшен по периметру шестнадцатипролётной аркадой, на которой установлены статуи двенадцати апостолов и четырёх евангелистов (артель резчиков по камню под руководством Ивана ЗИМИНА).

В 1875 г. на средства приходского церковного старосты, купца 1 гильдии Тимофея Ивановича КАШТАНОВА был проведён ремонт здания. В ходе реставрации храм был «сделан тёплым», заложены арочные проёмы кольцевой галереи-паперти (кроме алтарной части) – так появился притвор. В 1882 году с разрешения епархиального архиерея церковь украсил неизвестный художник. Вероятно, в это время или чуть раньше в храме была выполнена роспись «Страшный суд». Она, согласно традиции, располагалась в западной части церкви, рядом с выходом – в данном случае в притворе, а не внутри собственно храма, как иногда утверждают.

Следующую реставрацию провели в 1893 на средства другого церковного старосты – серпуховского купца Василия Ивановича КАШТАНОВА. Настенная живопись была поновлена, возможно, с существенным изменением второстепенных деталей.

Как бы то ни было, в композиции Страшного суда, среди грешников, ввергаемых в адский огонь, изображён некто с портретными чертами Михаила Юрьевича ЛЕРМОНТОВА (1814-1841). Он с ужасом взирает на проносящегося мимо беса, держащего в объятиях Иуду с кошельком в руке. Персонаж росписи был опознан ещё в 1900 г., когда в столичной газете «Северный курьер» появилась возмущённая заметка редактора Владимира Владимировича БАРЯТИНСКОГО (возможно, сына приятеля Лермонтова), призывающая прекратить глумление над памятью любимого многими поэта «в церкви, в доме молитвы, прощения и братской любви». В ближайшем номере «Курьера» появилась ответная статья археолога П. ПАНКРАТЬЕВА, утверждающая, что Лермонтов повинен «как дуэлист в трёх тяжких грехах: убийстве, самоубийстве и неповиновении властям».

► «Страшный суд». Фреска.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург. Происходит из храма Рождества Богородицы в селе Подмоклово Московской области.


Известно, что представители интеллигенции города Серпухова и Алексинского уезда обращались к тульскому архиерею, в чьём ведении находился приход села Подмоклово, с просьбой изменить внешность изображённого на картине грешника – в чём им было отказано (хотя в журнале «Старые годы» за 1913 г. и появилась заметка, сообщающая об обратном).

Среди жителей села утвердилась легенда, будто поэт был изображён в церковной росписи «по приказу владельца с. Подмоклово – помещика… за то, что он написал на владельца имения злую эпиграмму, был врагом этого помещика». Действительно, в середине XIX в. селом владели дворяне ВАСИЛЬЧИКОВЫ – но то были лишь однофамильцы князя Александра Илларионовича ВАСИЛЬЧИКОВА (1818-1881), который в своё время был мишенью для довольно едких шуток Михаила Юрьевича, и имел основания считаться врагом поэта. Александр Васильчиков участвовал как секундант МАРТЫНОВА в роковой пятигорской дуэли; умер в 1881 г. – т.е. до создания росписи.

Наконец, во второй половине XIX в. церковь Рождества Богородицы в Подмоклово являлась не усадебной, а приходской – и, следовательно, содержание росписей, украшавших храм, должен был определять не помещик, а местный священник с причтом и старостою – и непременно с разрешения вышестоящих духовных властей.

Как могли включить в классическую композицию иконы погрудный портрет знаменитого поэта, драматурга и художника?

Вспомним, что подобным образом и примерно в те же годы изображался Лев Николаевич ТОЛСТОЙ. Лермонтов, не будучи основателем антицерковного учения, подобного толстовству, всё-таки одна из культовых фигур русского неоромантизма рубежа XIX-XX в. – а это течение характеризуется, среди прочего, «мировой скорбью», богоборчеством – словом, чертами сатанизма. Лермонтов в данном случае осуждается не как личность (решать, кому из конкретных людей место в аду, грех немалый), а как выразитель определённого идейного течения.

Кроме того, заказчику фрески должны были быть хорошо знакомы обстоятельства похорон поэта. Как дуэлянт, убитый наповал, он считался самоубийцей – на этом основании священник Скорбященской церкви в Пятигорске о. ВАСИЛИЙ ЭРАСТОВ отказался участвовать в его погребении. В последний путь Лермонтова проводил настоятель той же церкви протоиерей ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ – что вызвало донос и судебное разбирательство. Не исключено, что священнослужитель, представленный на подмокловской росписи рядом с Лермонтовым в пламени ада, должен изображать о. Павла.

► Протоиерей Павел Александровский. Фото: АиФ.



Интересно и то, что в газетной полемике 1900 г. по поводу данной картины обе стороны говорят о гибели Лермонтова на дуэльном поединке как о непосредственном поводе к его «живописному осуждению». Лермонтов, действительно, самая приметная фигура в истории русской дуэли – после А.С. ПУШКИНА, который не был убит и успел приготовиться к смерти, как подобает христианину. Между тем, в 1894 г. (время создания росписи с портретом пролегает между 1875 и 1900 гг.) офицерам русской армии было позволено драться на дуэли; поединки назначались по решению полковых «судов чести» и тех, кто при этом отказывался драться, увольняли со службы в двухнедельный срок. Храм в Подмоклово, опекаемый купцами Каштановыми, был тесно связан с Серпуховом, в котором постоянно квартировала артиллерийская бригада. Возможно, «Страшный суд» стал реакцией на это нехристианское явление в жизни русской армии и всего общества.

В начале 1934 г. изображение Страшного суда было снято со стены и отправлено на реставрацию – с дальнейшим предназначением для антирелигиозного музея, устраиваемого в стенах московского Страстного монастыря. С 1955 г. подмокловская роспись включена в экспозицию Музея истории религии и атеизма в Ленинграде (Казанский собор); сейчас она хранится в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.

► Внутренний вид церкви. Фото Н.Я. Епанченникова, 1936 г.
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.




► Современная фотография.



По материалам статьи ст. н. с. Серпуховского историко-художественного музея Пилипенко А.Д.

Tags: 1750-е, 1830-е, 1880-е, XIX век, БУДКИН Филипп Осипович, Барокко, Враг рода человеческого, ГМИР, Духовенство, Дуэль, Живопись 1830-х, Живопись 1880-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись п.п. XIX в., ЗАХАРОВ-ЧЕЧЕНЕЦ Пётр Захарович, Иуда Искариот, Лермонтов М.Ю., Москва/область, Портрет, Пушкин А.С./пушкиниана, Рождество Христово/храмы, Святые/иконопись/иконописцы, Скандал, Страшный суд (икона), Толстой Л.Н., Фотография XIX-нач.XX века, Храмы/монастыри
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments