morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Альбом «Крестьянство как хранитель немецкой крови» Вольфганга Вилльриха (45 иллюстраций)

► Альбом зарисовок «Крестьянство как хранитель немецкой крови» Вольфганга ВИЛЛЬРИХА («Bauerntum als Heger Deutschen Blutes», 1935 г.)



Вольфганг ВИЛЛЬРИХ (Wolfgang Willrich, 1897-1948) – немецкий график-портретист и теоретик искусства. Он вошёл в историю, прежде всего, как художник, создавший множество портретов представителей нордической расы. Многие его работы использовались на почтовых открытках и плакатах. Так же, как рейхсляйтер Альфред РОЗЕНБЕРГ (1893-1946) и архитектор Пауль ШУЛЬЦЕ-НАУМБУРГ (1869-1949), Вилльрих считается одним из наиболее фанатичных сторонников нацистской политики искусства, не толерантной к представителям модернизма и еврейского искусства.

Он родился в Гёттингене – крупном университетском городе в семье историка. Как отмечают биографы, талант живописца проявился у Вольфганга уже в молодых годах. В 1915 году 18-летним юношей он приехал в Берлин, чтобы учиться в колледже. Уже тогда он негативно относился к декадентским тенденциям в современном искусстве, которые, по его мнению, нужно было жёстко искоренять.

В 1916 году он поступил на службу в 251 пехотный полк в звании унтер-офицера, за бои на Западном фронте получил Железный Крест. Потом он попал в плен. Это время было скрашено его талантом живописца – несколько рисунков Международный Красный Крест опубликовал в журнале для военнопленных. После освобождения Вилльрих продолжил учебу в Дрезденской Академии художеств (1920-1927 гг.).

Некоторое время он сотрудничал с Эрихом ЛЮДЕНДОРФОМ (1865-1937) – немецким пехотным генералом, когда-то участвовавшем в Пивном путче, но в 1928 году ушедшим из политики и покинувшим NSDAP из-за разочарования в нацизме и лично в Гитлере. Вилльрих состоял в основанном Людендорфом «Обществе познания Бога» – эзотерическом объединении, которое существует и по сей день. Из-за разногласий с супругой генерала, Матильдой фон Кемниц, Вилльрих покинул общество, но продолжал публиковаться в их журнале. Общение с Людендорфом неблагоприятно отразилась на его карьере: в 1933-1934 годах он работал в Министерстве культуры Рейха, но из-за прошлых связей был вынужден уйти.

После этого Вилльрих принял решение быть независимым художником, этой позиции он следовал всю дальнейшую жизнь. В 1934 спонсором Вилльриха становится Главное управление расы и поселений СС, что позволило много путешествовать по стране для поиска моделей для картин и рисунков. Он отверг предложение Генриха ГИММЛЕРА стать почётным членом СС и так никогда и не стал членом NSDAP. Вилльрих отказывался в полной мере сотрудничать с нацистами, в том числе и потому, что считал их методы борьбы против вырождения современного искусства («дегенеративного искусства») недостаточно жёсткими.

В 1937 году Вилльрих принимал участие в организации одной из самых удивительных, странных и знаменитых выставок – Мюнхенской экспозиции дегенеративного искусства.

Адольф ГИТЛЕР стремился к созданию собственного направления в искусстве, а все прочие новаторства называл «дегенеративными». Первый шаг, определивший дальнейшие действия фюрера, было уничтожение института «Баухауз», целиком и полностью принадлежавшего традициям модернизма, которые Гитлер категорически отказывался принимать. Затем было публичное сожжение нескольких тысяч книг «негерманского духа» и, наконец, компании против директоров музеев и преподавателей университетов.

За две недели Вилльрих и другие члены мюнхенской комиссии ознакомились с фондами 101 музея и произвели отбор из пяти тысяч полотен и двенадцати тысяч графических листов. Были изъяты экспонаты из берлинской Национальной галереи, Государственной Баварской картинной галереи, Галереи Мюнхена, Художественного музея Дюссельдорфа, музея в Эссене, Кунстхалле в Мангейме и Галереи земли Ганновер. Картины на выставке объединяло то, что человеческий образ (по мнению идеологов Третьего Рейха) был трактован уничижительно или вовсе отсутствовал. К дегенеративным причислялись целые художественные сообщества и направления: импрессионизм, дадаизм, кубизм, фовизм, сюрреализм, экспрессионизм.

«Упадок» классифицировался по девяти признакам: нарочитое искажение натуры; издевательское отношение к религии; большевистский и анархический подтекст; политическая тенденциозность, в том числе пропаганда марксизма и антивоенного саботажа; моральное разложение и увлечение темой проституции под видом социальной критики; утрата национального сознания и увлечение экзотикой примитивных народов; утверждение человеческого идеала в виде идиотов, кретинов и паралитиков; стремление изображать только иудейскую натуру; утрата здравого смысла ввиду болезненности воображения. Рядом с работами знаменитых мастеров вывесили безобразные картины душевнобольных людей. Так диктатура подавляла идею свободного творчества и частично останавливала развитие новых направлений в искусстве Германии.

Отныне главной целью являлась пропаганда искусства немецкого народа. Ещё в 1933 году на открытии в Мюнхене Дома германского искусства фюрер заявил, что наступил век нового человека, целиком и полностью преданного своей нации, своему народу. Художники были обязаны вступить в Имперскую палату изобразительных искусств, аналог Советского союза художников. Уничтожение индивидуальности, неприятие чужих взглядов, формирование примитивного, прямолинейного искусства, превозносившего идеи нацизма – характерные черты для Германии того времени.

Вольфганг Вилльрих стал одним из известных «расовых художников» Третьего Рейха. В январе 1937 года он опубликовал своё исследование «Очищение храма немецкого искусства. Искусство политической полемики для восстановления немецкого искусства в духе скандинавской природы».

В 1939 году Вольфганг попросил об отправке на фронт художником: он проехал Польшу, Францию, Норвегию, Финляндию, Россию. За это время он сделал много портретов военных – от солдат до генералов. Позже он написал портреты кавалеров Рыцарского креста – высшего ордена Третьего рейха, признание крайней храбрости в бою или успехов в руководстве войсками во время Второй мировой войны.

В конце 1943 года Вольфганг возвратился в Берлин, где в победном 1945 попал в плен к американцам, но через некоторое время был освобождён и вернулся к работе, несмотря на то, что его дом был разграблен, а здоровье ухудшилось. Умер художник в 1948 году. Его последние работы были изданы после войны в Аргентине.













































По материалам:
– ЭДЕЛЕВА Е.П., КУСИМОВА С.Г. Феномен «дегенеративного» искусства в эпоху германского тоталиторизма // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Электронный сборник статей по материалам XХХVIII студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск – АНС «СибАК», 2016.
– Интернет-ресурсы, посвящённые искусству Третьего Рейха.
– Васильченко А. Арийский реализм. Изобразительное искусство в Третьем рейхе. – М.: Вече, 2009.
Tags: 1930-е, XX век, ВИЛЛЬРИХ Вольфганг, Германия, Гитлер А., Живопись 1930-х, Живопись п.п. XX в., Крестьянство, Мюнхен, Портрет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments