morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Category:

«Л.Н. Толстой за работой»

ГЕ Николай Николаевич (1831-1894)
► «Л.Н. Толстой за работой». 1884 г. Холст, масло. 95 х 71,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► «Л.Н. Толстой за работой». 1884 г. Холст, масло. 96 x 71 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
► «Л.Н. Толстой за работой». 1891 г. Холст, масло. 96 х 68 см.
Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва. Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках.




Лев Николаевич ТОЛСТОЙ умел вызывать возвышенные чувства и душевный подъём у своих читателей. Примечательно, что это могли быть не романы, ставшие знаменитыми, а небольшие статьи. Так произошло с Николаем ГЕ, когда в 1882 г. он случайно прочёл статью Толстого «О переписи». Толстой рассуждал так: 2 тысячи энергичных молодых людей пройдут по всем самым отдалённым уголкам города, посетят трущобы и ночлежные дома, чтобы переписать жителей. Наверняка им встретится множество людей «без хлеба, одёжи и приюта». Но неужели же вся задача социологии – лишь зафиксировать, что в Москве в 1882-м году было столько-то нищих, проституток, беспризорников? Нет, людям нужна действенная помощь. Толстой предлагал конкретные вещи: не только «переписчикам», но и всем жителям Москвы, имеющим на это силы, присоединиться и помочь (где нужно деньгами, а лучше – человеческим участием) тем, кто в этом нуждается.

Зажжённый этими словами как искрой, Ге поторопился познакомиться с Толстым, встреча с которым преобразила всю творческую жизнь художника. В 1884 он написал портрет писателя. «В этом портрете я передавал всё, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке».

На портрет Толстой изображён в кабинете собственного дома в Хамовниках, в Москве, за работой над рукописью трактата «В чём моя вера», в которой он раскрывает смысл своего учения. Сразу же после публикации в России книга была запрещена.

Портрет писателя за работой, в привычной обстановке, решён в духе передвижнических традиций. Главное, к чему стремился художник – показать работу гениального ума, ход его мыслей. Ге трактует Толстого как учителя жизни, который делает свою работу. В семье писателя это изображение считалось лучшим «по сходству и силе выражения лица, несмотря на опущенные глаза».

Произведение отвечает всем законам написания кабинетного портрета. Нейтральный фон не отвлекает взгляда зрителя, сосредотачивая его на лице писателя. Боковое освещение моделирует лоб, часть щеки и бороды. Свет на рубахе-«толстовке», декоративном украшении письменного стола, на листах бумаги изменяется от холодного к тёплому.

Отношения между семьями Ге и Толстого сложились почти родственные. Толстой жил в Ясной Поляне, а Ге – на хуторе Ивановское на Черниговщине. Их образ жизни, основанный на идее «опрощения», во многом совпадал. Вслед за Толстым Ге отказался от табака и животной пищи, приобщился к крестьянскому труду, выучился класть печи и с удовольствием делал это для живших на хуторе бедняков: «Крестьянин должен знать и видеть, что в душе у меня есть Христос».

Ге подружился с детьми Толстого: он очень уважал Марию Львовну за помощь голодающим, маленький Ваня Толстой помогала Ге учить английские слова, а Татьяна Львовна брала у него уроки живописи. Ге оставил портреты обеих сестёр, а Татьяна Львовна СУХОТИНА-ТОЛСТАЯ позднее напишет о Николае Ге интересные мемуары. Там есть упоминание и о работе над этим портретом: «Я помню, как доволен был Ге тем, что во время работы отец иногда совсем забывал о его присутствии и иногда шевелил губами, разговаривая сам с собой».

Когда в 1894-м году Ге скоропостижно умрёт, а над его картинами «Страстного цикла», запрещёнными цензурой, нависнет угроза изъятия и уничтожения, Толстой, не побоявшись репрессий власти, храбро спрячет их в мастерской дочери Тани в Ясной Поляне и благодаря этому поздние картины Ге дойдут до потомков. Многие друзья-художники будут утверждать, что Ге «исписался», а Третьяков откажется покупать его картины, прямо говоря, что считает их «нехудожественными», и только Толстой будет продолжать страстно доказывать, что Ге – «один из величайших художников, делающий эпоху в искусстве».

► УСТИНОВИЧ Александр Николаевич (р. 1960) «Красная гостиная в доме Л.Н. Толстого в Москве». 1986 г.
Холст, масло. 71 х 85 см.


Tags: 1880-е, XIX век, ГЕ Николай Николаевич, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Живопись 1880-х, Живопись 1980-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись вт. пол. XX в., Зеркало, Картина в картине, Москва/область, Портрет, Розы, Толстой Лев Николаевич, УСТИНОВИЧ Александр Николаевич
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments