Картон, масло. 27,5 х 33 см.
Частное собрание.

«Прочтите «Павловку», – писала Марина ЦВЕТАЕВА в 1923 г. о воспоминаниях князя С.М. ВОЛКОНСКОГО, – какая сплошная любовь! Какая внимательная память на имена, лица, слова, приметы». («Павловка» – так называется одна из глав книги Сергея Волконского «Мои воспоминания»).
Павловка – имение Волконских в Тамбовской губернии. Оно стало местом творческого уединения и для Сергея Михайловича, и для его матери Елизаветы Григорьевны. Летом 1895 г. князь Волконский, находясь в деревне, написал курс лекций по истории и русской литературе, которые прочёл в бостонском Лоуэльском университете (1896).
Княгиня, одна из наиболее известных русских католиков, писала книги по истории церкви. «Только там никто ей не мешал, никто её не отрывал, – рассказывал князь Сергей, – только в Павловке имела она возможность разнообразить свой труд таким отдыхом, который был ей наиболее по сердцу: от «святителей» своих (так мы называли её работу) она с садовыми ножницами и пилой шла к своим деревьям и кустам. И ёлки, и каштаны, и дубки, и белая акация, и бересклет были наперсниками её дум; и часто, возвращаясь домой с охапками цветов, с пригоршнями семян, с карманами, набитыми желудями или червьими гнёздами, которые сжигались на кухне, она приносила с собой новую мысль, проект новой главы или какую-нибудь блестящую полемическую искру».
«Местность, как степная, уныла, – вспоминал князь С. Волконский, – но вокруг дома старый парк в двести пятьдесят десятин. Когда родители купили именье в 1863 году, всё было в запустении; только большие старые деревья радовали глаз, но всюду крапива, лопух, хворост. Теперь всё чисто, свежо, нарядно. Не было ни одного хвойного дерева; первые две ёлки приехали с нами в корзинах на крыше кареты... Они были не простые – бальзамические, и мать моя тут же их посадила во дворе направо и налево от въезда». Впрочем, продолжает сын, «как было трудно моей матери начинать! В посадках паслись телята, маленькие ёлки скашивались косой... Нелегко ей было. Какое-то стихийное надвижение людского непонимания и даже людского издевательства сметало дело рук её».
Во флигеле дома князь устроил Музей декабристов. Его дедом был СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ВОЛКОНСКИЙ, приговорённый после восстания 14 декабря 1825 г. к каторжным работам в Читинском остроге. «Кроме картин, портретов и проч. были там многие вещи, декабристам принадлежавшие. Так, была у меня ложка, которой ел С.Г. Волконский, его чубук, его палка, часы, подсвечник, стол, кресло, ноты, принадлежавшие Марии Николаевне».
В 1917 имение было экспроприировано. В начале мая 1918 внук декабриста, опасаясь ареста со стороны преемников «первых борцов за свободу», покинул уездный Борисоглебск. Усадьба была разгромлена в Гражданскую войну. Сергей ВОЛКОНСКИЙ эмигрировал зимой 1921 г., жил во Франции, Италии, Австрии, США, став одной из самых ярких фигур русского Зарубежья.
По мнению Марины Цветаевой, которое она высказала в 1923, «у Волконского от Павловки осталась душа без тела (суть), у погромщиков – тело без души (труп). И, если кого-нибудь жалеть, то, конечно, не князя!»
► «Интерьер гостиной князя С. Волконского в родовом имении у г. Борисоглебска Тамбовской губернии». Первая четверть ХХ в.
Холст на картоне, масло. 34 х 28 см.
Частное собрание.

► «Интерьер комнат в семейном имении князя С. Волконского Павловка у г. Борисоглебск Тамбовской губернии. Гостиная». Вторая четверть ХХ в.
Холст на картоне, масло. 28 х 33 см.
Частное собрание.

► «Интерьер комнат в семейном имении князя С. Волконского Павловка у г. Борисоглебск Тамбовской губернии. Портретная», Вторая четверть ХХ в.
Холст на картоне, масло. 28 х 33 см.
Частное собрание.

О художнике:
АЛЕКСЕЕВ Александр Алексеевич (1901-1982) – известный французский и русский художник и режиссёр. Родился в Казани. Учился в Первом кадетском корпусе в Петербурге (1912-1917), одновременно посещал частные уроки рисования. После революции переехал в Уфу, где продолжил обучение в Школе искусств, организованной Д. Бурлюком. В 1919 эмигрировал, путешествовал по Египту и Великобритании. В 1921 обосновался в Париже, посещал Академию Гранд Шомьер. Познакомился с С. Судейкиным, стал его учеником и помощником.
В 1922-1925 работал художником-декоратором в многочисленных парижских театрах: у Н. Балиева, Ж. Питоева, Ж. Комиссаржевского, Г. Бати, Л. Жувэ и др. Участвовал в оформлении спектаклей антрепризы С. Дягилева и Шведского балета. С 1925 иллюстрировал книги русских классиков. Экспонент выставки «7 иллюстраторов» (1927, Париж), Выставки русского искусства (1928, Брюссель). В 1929 провёл персональную выставку литографий в Париже.
После 1930 начал экспериментировать с анимационным кино и достиг больших успехов на этом поприще. Уже первый фильм мастера «Ночь на Лысой горе» (1933) был признан новаторским вкладом в мировой кинематограф. Вошёл в историю искусства как изобретатель техники «игольчатого экрана». В 1952 и 1954 был награждён почётными дипломами Венецианского биеннале, стал членом Французской кинематографической академии. Персональные выставки прошли в Париже (1975, 1984, 1991) и Москве (1995). В 1971 известный режиссёр Ж. Муссель снял фильм о жизни и творчестве художника «Мой иллюстрированный мир». В Национальном центре кинематографии Франции находится Фонд мастерской А. Алексеева.