Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Павловка. Воспоминания князя С.М. Волконского

► АЛЕКСЕЕВ Александр Алексеевич (1901-1982) «Библиотека князя С. Волконского в семейном имении Павловка в г. Борисоглебск Тамбовской губернии». Вторая четверть ХХ в.
Картон, масло. 27,5 х 33 см.
Частное собрание.




«Прочтите «Павловку», – писала Марина ЦВЕТАЕВА в 1923 г. о воспоминаниях князя С.М. ВОЛКОНСКОГО, – какая сплошная любовь! Какая внимательная память на имена, лица, слова, приметы». («Павловка» – так называется одна из глав книги Сергея Волконского «Мои воспоминания»).

Павловка – имение Волконских в Тамбовской губернии. Оно стало местом творческого уединения и для Сергея Михайловича, и для его матери Елизаветы Григорьевны. Летом 1895 г. князь Волконский, находясь в деревне, написал курс лекций по истории и русской литературе, которые прочёл в бостонском Лоуэльском университете (1896).

Княгиня, одна из наиболее известных русских католиков, писала книги по истории церкви. «Только там никто ей не мешал, никто её не отрывал, – рассказывал князь Сергей, – только в Павловке имела она возможность разнообразить свой труд таким отдыхом, который был ей наиболее по сердцу: от «святителей» своих (так мы называли её работу) она с садовыми ножницами и пилой шла к своим деревьям и кустам. И ёлки, и каштаны, и дубки, и белая акация, и бересклет были наперсниками её дум; и часто, возвращаясь домой с охапками цветов, с пригоршнями семян, с карманами, набитыми желудями или червьими гнёздами, которые сжигались на кухне, она приносила с собой новую мысль, проект новой главы или какую-нибудь блестящую полемическую искру».

«Местность, как степная, уныла, – вспоминал князь С. Волконский, – но вокруг дома старый парк в двести пятьдесят десятин. Когда родители купили именье в 1863 году, всё было в запустении; только большие старые деревья радовали глаз, но всюду крапива, лопух, хворост. Теперь всё чисто, свежо, нарядно. Не было ни одного хвойного дерева; первые две ёлки приехали с нами в корзинах на крыше кареты... Они были не простые – бальзамические, и мать моя тут же их посадила во дворе направо и налево от въезда». Впрочем, продолжает сын, «как было трудно моей матери начинать! В посадках паслись телята, маленькие ёлки скашивались косой... Нелегко ей было. Какое-то стихийное надвижение людского непонимания и даже людского издевательства сметало дело рук её».

Во флигеле дома князь устроил Музей декабристов. Его дедом был СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ВОЛКОНСКИЙ, приговорённый после восстания 14 декабря 1825 г. к каторжным работам в Читинском остроге. «Кроме картин, портретов и проч. были там многие вещи, декабристам принадлежавшие. Так, была у меня ложка, которой ел С.Г. Волконский, его чубук, его палка, часы, подсвечник, стол, кресло, ноты, принадлежавшие Марии Николаевне».

В 1917 имение было экспроприировано. В начале мая 1918 внук декабриста, опасаясь ареста со стороны преемников «первых борцов за свободу», покинул уездный Борисоглебск. Усадьба была разгромлена в Гражданскую войну. Сергей ВОЛКОНСКИЙ эмигрировал зимой 1921 г., жил во Франции, Италии, Австрии, США, став одной из самых ярких фигур русского Зарубежья.

По мнению Марины Цветаевой, которое она высказала в 1923, «у Волконского от Павловки осталась душа без тела (суть), у погромщиков – тело без души (труп). И, если кого-нибудь жалеть, то, конечно, не князя!»

► «Интерьер гостиной князя С. Волконского в родовом имении у г. Борисоглебска Тамбовской губернии». Первая четверть ХХ в.
Холст на картоне, масло. 34 х 28 см.
Частное собрание.




► «Интерьер комнат в семейном имении князя С. Волконского Павловка у г. Борисоглебск Тамбовской губернии. Гостиная». Вторая четверть ХХ в.
Холст на картоне, масло. 28 х 33 см.
Частное собрание.



► «Интерьер комнат в семейном имении князя С. Волконского Павловка у г. Борисоглебск Тамбовской губернии. Портретная», Вторая четверть ХХ в.
Холст на картоне, масло. 28 х 33 см.
Частное собрание.




О художнике:

АЛЕКСЕЕВ Александр Алексеевич (1901-1982) – известный французский и русский художник и режиссёр. Родился в Казани. Учился в Первом кадетском корпусе в Петербурге (1912-1917), одновременно посещал частные уроки рисования. После революции переехал в Уфу, где продолжил обучение в Школе искусств, организованной Д. Бурлюком. В 1919 эмигрировал, путешествовал по Египту и Великобритании. В 1921 обосновался в Париже, посещал Академию Гранд Шомьер. Познакомился с С. Судейкиным, стал его учеником и помощником.

В 1922-1925 работал художником-декоратором в многочисленных парижских театрах: у Н. Балиева, Ж. Питоева, Ж. Комиссаржевского, Г. Бати, Л. Жувэ и др. Участвовал в оформлении спектаклей антрепризы С. Дягилева и Шведского балета. С 1925 иллюстрировал книги русских классиков. Экспонент выставки «7 иллюстраторов» (1927, Париж), Выставки русского искусства (1928, Брюссель). В 1929 провёл персональную выставку литографий в Париже.

После 1930 начал экспериментировать с анимационным кино и достиг больших успехов на этом поприще. Уже первый фильм мастера «Ночь на Лысой горе» (1933) был признан новаторским вкладом в мировой кинематограф. Вошёл в историю искусства как изобретатель техники «игольчатого экрана». В 1952 и 1954 был награждён почётными дипломами Венецианского биеннале, стал членом Французской кинематографической академии. Персональные выставки прошли в Париже (1975, 1984, 1991) и Москве (1995). В 1971 известный режиссёр Ж. Муссель снял фильм о жизни и творчестве художника «Мой иллюстрированный мир». В Национальном центре кинематографии Франции находится Фонд мастерской А. Алексеева.
Tags: 1860-е, XIX век, АЛЕКСЕЕВ Александр Алексеевич, Библиотека, Волконские, Гражданская война, Декабристы, Живопись п.п. XX в., Загородные и городские усадьбы, Кинематограф/телевидение, Книги/журналы, Литература/цитаты, Революции 1917/юбилеи, Резьба, Репрессии в СССР, Тамбов/область, Цветы/комнатные цветы в живописи, Эпоха СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment