morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Алтабас

► Неизвестный художник кон. XVIII – нач. ХIХ вв. «Портрет Михаила Фёдоровича Романова».
Холст, масло. 83х71 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал № 151.
► ПОСПЕЛОВ Алексей (?) «Святитель Николай Мирликийский». XVIII в.
Дерево, темпера. 183 х 68,8 см.
Сампсониевский собор, Санкт-Петербург. Икона расположена в местном ярусе главного иконостаса.




Алтабас (от тур. «altynbaz» – затканная золотом ткань) – плотная шёлковая ткань с выпуклыми орнаментами или фоном из золотой или серебряной волоченной нити. Алтабас можно отнести к разновидностям парчи, имеет некую схожесть с тканью аксамит. В XVI-XVII вв. алтабас завозился на Русь с Востока для нужд царского двора и церкви для пошива парадных одежд и литургического облачения высшего духовенства.

Основой для ткани служили шёлк, парча, бархат. Так как для изготовления ткани использовались золотые и серебряные нити, полотна не отличались лёгкостью. Другой характерной особенностью был металлический блеск (в зависимости от того, какие нити использовались).

Плотное, тяжёлое полотно алтабаса позволяло подчеркивать монументальность форм сшитых из него одежд. Их пышное великолепие создавалось колористическим и орнаментальным разнообразием декоративных композиций, основанных на сочетании золотого или серебряного фона и изысканного гармоничного разноцветия шелковинок, образующих цветы, травы, тончайшие растительные и геометрические узоры. Иногда ткань украшали кружевными вкраплениями.

Как все привозные ткани, алтабас ценился очень высоко, служил в качестве особо почётных подарков или вкладов в храмы. Например, игумен Соловецкого монастыря преподобный ИРИНАРХ (?-1628) ездил к царю МИХАИЛУ ФЁДОРОВИЧУ (1596-1645) об отмене пятинного сбора (чрезвычайного государственного налога размером в 1/5 всех доходов) со своей обители. 8 сентября 1616 г. Иринарх бил челом государю о «монастырской хлебной скудости» и поднёс ему в дар «кубок серебрян, золочен, на высоком стоянце, алтабас золотной и сорок соболей».

Указы ПЕТРА I о запрете на ношение традиционного костюма коснулись, прежде всего, тех слоев русского общества, где алтабас являлся знаком сословных привилегий. Но ткани в парчовой технике не исчезли из русского придворного или церковного быта, изменилось лишь название – вместо «алтабас» – привычное нам «парча».
Tags: XVII век, Государственный Эрмитаж, Живопись вт. пол. XVIII в., Живопись кон. XVIII в., Живопись нач. XIX в., Живопись п.п. XVIII в., История костюма/причёски, Михаил Фёдорович, Неизвестный художник/скульптор, Портрет, Пётр I, Русское царство, Сампсониевский собор, Св. Николай Мирликийский/храмы, Соловецкие острова
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Московские студенты 80-х

    ЯРОШЕНКО Николай Александрович (1846-1898) ► «Студент». 1881 г. Холст, масло. 87 x 60 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва…

  • «Московского пожара» цвет

    ► АСТАЛЬЦЕВ Виктор Владимирович (1927-1994) «Пожар Москвы 1812 г.». 1965 г. «Московского пожара» – образное…

  • Портрет Пушкина с экосезом

    КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836) ► «Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина». 1827 г. Холст, масло. 63 x 54 см. Государственная…

  • ТЮРИН Иван Алексеевич (1824-1904)

    ► «Портрет отставного генерала Терского казачьего войска В.А. Волоцкого». 1897 г. Холст, масло. 63,5 х 75 см. Государственный…

  • Дамская мода с 1784 по 1970

    Источник

  • Муар

    ► ВЕРЕЩАГИН Василий Петрович (1835-1909) «Портрет Н.П. Боголюбовой». Первая половина 1860-х гг. Холст, масло. 64 х 54 см. Саратовский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments