morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Московские студенты 80-х

ЯРОШЕНКО Николай Александрович (1846-1898)
► «Студент». 1881 г. Холст, масло. 87 x 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
► «Курсистка». 1883 г. Холст, масло.
Киевский национальный музей русского искусства, Украина.
► «Курсистка». 1883 г. Холст, масло. 131 x 81 см.
Калужский областной художественный музей.




«Масса студенчества, в особенности приезжего в столицу из провинции, ютилась по комнатам, нанимаемым у промышляющих сдачею таких комнат квартирных хозяек в местности Патриаршего пруда, Большой и Малой Бронной, Большого и Малого Козихинских переулков между Спиридоновской и Тверской. Местность эта носила тогда название Латинского квартала в подражание Парижскому кварталу, где сосредоточены высшие учебные заведения. Здесь часто можно был встретить студентов, в 70-х годах – в широкополых шляпах, с длинными волосами, с неизбежным пледом на плечах, восполнявшим недостаток тепла от носимого зимою осеннего пальто, и непременно с толстенною дубиною в руках, с половины 80-х и в 90-х годах – в форменных сюртуках или тужурках, в фуражках с синими околышками» (БОГОСЛОВСКИЙ М. М., Москва в 1870 – 1890-х годах; цит. по сб.: Московская старина, М., 1989, с. 389).

Образ молодого человека, описанный академиком Богословским, легко себе представить по картине Николая ЯРОШЕНКО «Студент». В 1800 была введена обязательная студенческая форма для учащихся Московского университета. Она несколько раз менялась, но с 1861 по 1885 была вообще отменена. Вот и ходили по московскому Латинскому кварталу молодые люди в пледе и «революционных» шляпах. Толстые суковатые палки в руках молодых людей не новость на столичных улицах. Ещё в конце XVIII в. щеголи не выходили без такой палки, называя её «droit de I’homme» – «права человека» (ПЫЛЯЕВ М.И. Старый Петербург. – М.: 1990. – с. 454).

Плед носили и эмансипированные молодые женщины, не имевшие средств на подбитый мехом салоп или ротонду. Со временем плед широко распространился не только как лёгкая и удобная накидка, но и как одеяло. Пожилые женщины первыми стали складывать плед наискось – учащаяся молодежь носила его сложенным прямо.
Tags: 1880-е, XIX век, Государственная Третьяковская галерея, Живопись 1880-х, Живопись вт. пол. XIX в., История костюма/причёски, Москва XIX века в живописи, Москва/область, Пыляев Михаил Иванович, Учебные заведения/педагогика, ЯРОШЕНКО Николай Александрович
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Портрет Пушкина с экосезом

    КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836) ► «Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина». 1827 г. Холст, масло. 63 x 54 см. Государственная…

  • ТЮРИН Иван Алексеевич (1824-1904)

    ► «Портрет отставного генерала Терского казачьего войска В.А. Волоцкого». 1897 г. Холст, масло. 63,5 х 75 см. Государственный…

  • Муар

    ► ВЕРЕЩАГИН Василий Петрович (1835-1909) «Портрет Н.П. Боголюбовой». Первая половина 1860-х гг. Холст, масло. 64 х 54 см. Саратовский…

  • Дамская мода с 1784 по 1970

    Источник

  • Веер императрицы Марии Фёдоровны

    Этот веер Эрмитаж приобрёл относительно недавно – в 2004 году. Никаких документов к нему не прилагалось, но повод к созданию этого уникального…

  • Великая княжна Ольга Николаевна

    Дочь Николая I, великая княжна Ольга Николаевна (1822-1892), а с 1864 года королева Вюртембергская прославилась в истории России и Германии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments