Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

АРСЕНЮК Юрий Михайлович (р. 1955)

► «Брат Ослябя». 1985 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
► «Утро Куликова поля». 1986 г. Холст, масло. 400 х 300 см.





В творчестве художника Юрия Михайловича АРСЕНЮКА важное место занимает историческая тема, обращение к скорбным испытаниям и славным победам Древней Руси.

В понимании Арсенюка образ Древней Руси сложен и многогранен: выражен и в поражающей мощи воинских свершений, и в утончённой поэтической образности её легенд и сказаний. Раскрыть суть древней истории, многоликость, красоту и силу духа народного – стало задачей художника в его дипломной картине – триптихе «Куликовская битва», исполненном в стенах Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. В 1986 году Арсенюк разработал триптих в эскизе и как диплом успешно защитил его левую часть – монументальную картину «Утро Куликова Поля».

Идея художника – передать дух борьбы Европы и Азии, столкновение двух контрастных сил, религий, мировоззрений. Масштабу замысла соответствует сложное художественное решение, где реализм трактовки соединён с символикой. Линия, тон, цвет приобретают в триптихе смысловое значение, становятся необходимым следствием мировосприятия. При профессионализме и индивидуальности исполнения достигнуто острое поэтическо-философское звучание образов.

Повествование начинается картиной «Утро Куликова поля», где показан выезд монаха-воина АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА с ратью. До первых лучей солнца 8 сентября 1380 года поднялось русское войско, чтобы постоять насмерть за родную землю и веру. Стремясь предельно точно передать атмосферу предрассветного утра, художник писал картину до восхода, каждый день в течение получаса.

Не ДМИТРИЮ ДОНСКОМУ, а Александру Пересвету автор уделяет центральное место в картине, создаёт его исторический портрет. О нём, как и об ОСЛЯБЕ, мы знаем немного. По древнерусским источникам Александр Пересвет, в миру брянский боярин, стал иноком святого СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Николай Иванович КОСТОМАРОВ пишет о Пересвете и Ослябе: «Они были рослы, плечисты, крепко сложены, их чёрные волосы и бороды придавали мужества их виду... Оба они были когда-то ратные люди, слыли богатырями, но отреклись от мирской суеты...» (Костомаров Н.И. «Собрание сочинений. Исторические монографии и исследования». Книга 1-я. Спб., Типография М.М. Стасюлевича, 1903). Именно так достоверно показаны Пересвет и Ослябя в картине «Утро Куликова поля».

Словно раскрывается душа русского народа – расступается рать перед Пересветом. Настроение решимости перед сражением выражено в каждом персонаже. Важны и портретные характеристики, и звучные цвета, и тщательно прописанные детали костюмов и вооружения. Суть художественного повествования передана через чистоту оттенков рассветного неба, на фоне которого в дымке теряются бесчисленные копья русской рати, через богатство цветущих трав на переднем плане картины, в которых отражена красота и обилие до конца не порабощенной земли. Такова Русь, поднимающаяся на борьбу. Само звучание пейзажа, радостное и сильное, позволяет предвидеть итог битвы – победу наших воинов.

К кульминации битвы обращена центральная часть триптиха «Удар засадного полка». Третья часть – «Реквием».

Источник
Tags: XIV век, АРСЕНЮК Юрий Михайлович, Богородичные праздники/иконы/храмы, Военная история, Дмитрий I Иванович Донской, Донская икона Богородицы, Древняя и Удельная Русь, Живопись 1980-х, Живопись вт. пол. XX в., Костомаров Н.И., Куликовская битва, Лошади, Монголо-татарское иго, Святые/иконопись/иконописцы, Топ-25 LiveJournal здесь и в группах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment