Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

АРСЕНЮК Юрий Михайлович (р. 1955)

► «Клятва». 1989 г. Холст, масло. 180 х 200 см.



Три витязя скрестили мечи, давая клятву. Их благословляет старец-монах. Тревожный пейзаж помогает раскрыть идею картины: наклонился старый дуб-великан, одна из ветвей которого погибла, бескрайние просторы застилает мгла туч, а вдали кровавой полосой высветилось небо – полыхает Русь и быть сражению.

В построении картины важны контрасты: горизонтальные ритмы пейзажа прерывают вертикали копий и фигур воинов. Художник использует максимальную тональную растяжку от белоснежных облаков до черноты неба и земли, контрастные акценты голубого цвета в небе и красного в одеждах князей, а также в кровавом зареве на горизонте.

► «Богатырская застава». 1989 г. Холст, масло. 300 х 250 см.



Для художника важна не только реалистическая трактовка, но и философское осмысление образов. Для него значима не столько сама битва, сколько внутренняя подготовка к ней, концентрация духовных сил воинов. И потому каждый персонаж, и каждая деталь картины приобретают обобщённое иносказательное звучание, выражая великий дух земли-воительницы.

Чудесным образом поднимаются из высоких цветущих трав легендарные витязи, могучие и коренастые, как вековые дубы, словно наполненные силами родной земли. Среди них предстают и седовласые богатыри, и молодые воины, и монах в схиме с иконой в руках – вся Русь поднялась на борьбу. Художник показывает подобие боевого каре, внутри которого идёт монах. Так было всегда – воинское и православное служение неразделимы на Руси.

На стяге изображён св. Георгий Победоносец. Издавна св. Георгия считали покровителем Руси, ему молились воины перед кровопролитными битвами. В картине святой, победитель змея, тьмы и зла – это и воплощение пробуждения Руси, наконец-то поверившей в свои силы после более чем ста пятидесяти лет ига, символ величия духа нашего народа.

Яркому разнотравью, напоминающему о богатстве земли, вторят орнаменты костюмов и снаряжения воинов. Неясно, о каком именно времени, о какой заставе идёт речь в картине, поскольку художник решил иную задачу – создал вневременной обобщенный образ.
Tags: АРСЕНЮК Юрий Михайлович, Древняя и Удельная Русь, Живопись 1980-х, Живопись вт. пол. XX в., Лошади, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Св. Георгий Победоносец, Святые/иконопись/иконописцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments